В новогоднюю ночь, в часы наступления 1961 года в Тятер-Араслановской амбулатории на свет появилась девочка. Никто и не подозревал, что наступивший год принесёт человечеству первый полёт в космос Юрия Гагарина. После родов акушерка положила новорождённую возле матери. На своего четвёртого ребёнка долго не могла наглядеться Танзиля Усмановна. В эти трогательные минуты их знакомства роженица почувствовала, как крошка толкнула её ножкой, да так сильно, как не свойственно младенцу. Как будто показывая будущие черты своего характера – настойчивость, упорство. Девочку нарекли Зульфиёй, она стала любимицей отца. Зиннат Миннегалиевич был передовиком сельского хозяйства и часто ездил на ВДНХ в Москву. Частенько вместе с супругой навещал гостеприимную родню в столице. Из каждой поездки он возвращался с подарками:
- Папа покупал мне одежду, как у дочерей Юрия Гагарина на обложке журнала, беретки, курточки, - вспоминает Зульфия апа.
Их семья в Учуган-Асаново относилась к местной интеллигенции, мама учительница, папа бригадир. Оба супруга считались авторитетными лицами. К ним в дом стекались все житейские проблемы деревни. Сельчане бежали с бедой, радостью или за советом, иногда искали защиту. У них дома нередко решались судьбы. Маленькая Зульфия была очень наблюдательна, её восприятие внешнего мира началось формироваться не за порогом родного дома, в внутри него. Она, как губка, впитывала в себя все нравственные устои, быт, культуру татарской глубинки. Этому также способствовали её бабушки, которые постоянно окружали свою внучку заботой, рассказывая ей старинные поучительные предания. Из каждой истории можно было извлечь для себя какую-то мудрость.
В детстве первой сценой для будущего режиссёра служила деревянная табуретка, которую смастерил её дедушка Миннегали бабай и покрасил в красный цвет. На ней его внучка танцевала, пела, читала стихотворения Габдуллы Тукая и других. Из-за произведения Мусы Джалиля под названием «Эмма» у собравшихся к глазам подступали слёзы, настолько у Зульфии получалось войти в образ. Обычно в роли зрителей собирались молодые учителя, семейные друзья или сельчане, пришедшие послушать, как хозяйка дома, оставив все домашние дела, читала для них вслух интересную книгу:
- Ты посмотри, какой хороший мужчина, вот ведь как душевно написал про негров! – восхищённо комментировали они роман «Хижина дяди Тома». После чего читающая книгу поправляла их, говоря о том, что автором является вовсе не мужчина, а женщина. Частенько все слушатели собирались вновь и с нетерпением ждали продолжение. Дом Гизетдиновых превращался в культурно-духовный центр.
Творческая жилка у юной Зульфии появилась ещё в школе, многие мероприятия проходили по её сценариям. Ребёнок, с пелёнок впитавший в себя любовь к книгам, конечно же, не мог выбрать иной путь, чем филфак. Но для этого требовалось получить полное среднее общее образование. Поэтому в 1976 году она сдала документы в педагогическое училище и начала готовиться к вступительным экзаменам. Внезапно из деревни пришла весть о том, что состояние отца ухудшилось. Фронтовые раны не давали бывшему танкисту покоя. Зульфия вернулась в деревню и даже не подозревала о том, что вскоре ей придётся проститься с отцом навсегда:
- Папа, я сдала документы в педагогическое училище. После того, как получу диплом, я обязательно поступлю в БГУ, - склонившись над ним поделилась она новостью.
- Ты же хотела быть врачом, почему передумала? – тихо спросил он у своей дочери. Раньше они с отцом много разговаривали на тему её будущей профессии. Он мечтал видеть свою любимицу именно врачом.
После того, как Зульфие сообщили весть о его смерти, она убежала в лес. Пролежав там на земле, девушка долгое время оплакивала самую большую для себя потерю…
Никому не объясняя причины, она забрала документы из педагогического училища и поступила в медицинское. Как бы исполняя последнюю волю отца.
В 1980 году началась её трудовая медицинская деятельность. Первые три года прошли в ФАПе Кызыл-Яра, а затем продолжила работать в Стерлибашевской ЦРБ. С её участием открывался Максютовский ФАП, доврачебные, диспансерные кабинеты, медицинский кабинет в начальной школе. Тяжелобольные пациенты, к которым она выезжала во время работы на скорой медпомощи, благодарили её за душевное тепло и чуткость. Так и прошли 15 лет в белом халате.
Через некоторое время судьба вновь привела Зульфию Гизетдинову в мир книг, в районную библиотеку. Здесь она начала творить, создавать. Её цикл встреч с ветеранами, первыми трактористками района, женщинами - руководителями имели периодичный характер. Люди ждали с нетерпением, когда Зульфия Гизетдинова начнёт красноречиво раскрывать темы, подводить итоги.
В 90-е годы начались непростые времена. Зульфия Зиннатовна начала сотрудничать с татарским народным театром, писала сценарии для их постановок. Через сатиру и юмор она умудрялась показывать все злободневные проблемы того времени. Всё чем жил народ, выносилось на сцену. Кроме того, в её памяти остались образы, зародившиеся ещё в детстве. Она знает, как сдержанно татарская женщина оплакивает умершего мужа или как фронтовик даёт наставления, направляя на путь истинный молодого парня.
Много времени ей приходилось проводить в краеведческом музее. Их долгие беседы с основателем Махмудом Губаевичем в будущем помогли Зульфие Гизетдиновой поставить на сцене знаменитый спектакль «Давыл», посвящённый нашему знаменитому земляку М.Тукаеву. Сегодня татарский народный театр «Эстэрле» прежде всего воспитывает любовь к языку, быту, культуре и истории к малой родине. Как режиссёр, Зульфия Зиннатовна объединяет актёров разных национальностей в единый сплочённый коллектив. Каждый играет на родном языке, она очень дорожит артистами. И всегда поощряет желание любого из них пробовать себя в разных образах. Уже во время знакомства с ролью ей удаётся поставить артисту правильную интонацию, учитывая их индивидуальность. Репетиции проходят за анализом пьесы и рассуждением о взаимоотношениях героев. Несмотря на то, что театр не академический, а народный, их сценическую культуру отметили, как высокую. Именно этим постановка и режиссура спектакля завоевала Гран-при на Межрегиональном фестивале театральных коллективов Поволжья «Идель-Йорт» в Казани. Прошлой осенью театр «Эстэрле» вновь удивил и порадовал новой премьерой под названием «Муки судьбы» автора Салавата Абузара. Так как в этом году культурные мероприятия в основном проходят в онлайн–режиме, Зульфия Зиннатовна только в последний день конкурса успела отправить видеозапись этой постановки. Вместе с призом им вручили сертификат на 500 тыс. рублей.
Такое звёздное событие для всего татарского народного театра «Эстэрле» совпало с 60-летним юбилеем их режиссёра Зульфии Гизетдиновой. С чем мы её и поздравляем! Желаем крепкого здоровья и новых творческих побед! А их ещё будет немало, то, что создаётся театром на сцене РДК можно смело назвать гордостью района. Ведь они прославляют нашу землю своими талантами!
Райля ТАЙГУНОВА. Фото предоставлено З.Гизетдиновой.
На снимках: Зульфия Зиннатовна Гизетдинова