-8 °С
Облачно
ВКОК80 лет Победы
Все новости
Поддержка СВОих
22 Января , 15:10

Несостоявшееся интервью

Иду по заснеженным улочкам родного села. Под ногами хрустит снег, а в голо­ве – тишина, нарушаемая лишь тяжёлыми мыслями о материале, который мне предстоит написать. Как рассказать о земляке, погибшем на СВО? Как най­ти слова, когда знаешь, что могла бы услышать их лично от него, но не успела? Наше интервью так и не состоялось. Оно витает в морозном воздухе, прячется в сугробах у дома его детства, шепчет страницами книг, которые он любил. Ответы теперь хранят только память родных, друзей, сослуживцев. И эта память – его последний, самый честный рассказ.

Несостоявшееся интервью
Несостоявшееся интервью

Каким он был, наш земляк Артур Масалимов? Сила его характера таилась не в громких словах, а в спокойной уверенности, глубокой начитанности, личном убеждении. Именно это внутреннее ядро сподвигло его в числе первых добровольцев района встать на защиту Родины.

Любовь к слову, к книгам – это наследство от матери, Нурии Сибагатовны, учителя литерату­ры. Она создавала вокруг себя особый мир, где царила поэзия и проза. Для многих её учеников книги стали спутниками на всю жизнь. Таким же – вдумчивым, интеллигентным – рос и Артур. Эта особенность удивляла даже на фронте, особенно своим странным позывным – «Овод». Не каждый молодой боец вспомнит сейчас роман Этель Лилиан Войнич, где главного героя-революционера зовут Артур. У Масалимова была феноменальная память. Мог «от­мотать» любое событие назад и рассказать в деталях, не упустив мелочей. Он был патриотом не на показ, а по самой своей сути. «Ты родился в этой стране, она тебя вырастила, выучила, ты обязан жить здесь», – примерно такие простые и ясные истины отстаивал он в разговорах.

На СВО он готовился тайком от родных. Планировал уехать с другом, но тот опередил. Тогда в республике формировали первый мотострелковый батальон имени Шаймуратова. Артур попал туда в июне 2023 года. Прошёл двух­недельные курсы повара. Его ко­мандир позже подчеркнёт: кухня рискует часто – нужно выходить из укрытия за водой, дровами.

Но для сослуживцев «Овод» стал не просто поваром. Ходячей энциклопедией. Умным советчи­ком. Отзывчивым помощником для раненых. Молодые ценили его за вкусный обед, старшие – за мудрое слово, командование – за аккуратность.

Во время того самого отпуска, ког­да наше интервью не состоялось, он с восхищением рассказывал о башкирских девушках-медиках. О том, как ночью, ползком, им при­ходилось пробираться к раненым под огнём. Из-за нехватки людей Артур всегда стремился им на по­мощь. Неслучайно. Мечтой его молодости было стать врачом. Он готовился к поступлению в меди­цинский, подрабатывал на скорой. Война дала ему шанс спасать – на­кормить, поддержать, вытащить.

Его юность пришлась на лихие 90-е. В то время, когда стерлиба­шевская молодёжь делилась на компании, играли на гитарах песни Виктора Цоя и мечтали о высоком. У Артура друзей было много. Он не был ни замкнутым, ни молчаливым. В любой компании становился своим – интересным, лёгким, настоящим.

«В нашей памяти он живёт как светлый человек, – вспоминает Лейсан Рудалева. – Помню, как отговаривала: «Артур, ты же мухи не обидишь...» А он отвечал: «Лей­сан, ты же знаешь, я смогу оказать первую помощь, принести пользу ребятам».

Спустя год после гибели земляка я всё же взяла одно интервью. У него оказалась необычная преды­стория. В День Победы случайно познакомилась с супругой Артура. Лилию Турниёзову, одетую в ка­муфляж, трудно было не заметить в толпе. В такой одежде мы при­выкли видеть наших бойцов. Ока­залось, это был подарок от него со словами «Береги и храни». Он знал, с каким трепетом Лиля относится к военной форме. Решил порадовать её личным камуфляжем.

Они познакомились в 2012-м, оба в зрелом возрасте, с опытом прошлых отношений. У него дочь, у неё сын. Артур попросил за­курить у коллеги Лили в пекарне. Так, с шутки, началась их любовь. Повод для разговоров у них всегда был. Она внучка учителя литерату­ры Клары Шакировны Садыковой. И ей тоже не чужда медицина – в своё время Лиля отучилась на зубного техника.

«Они всегда старались беречь друг друга, – рассказывают близ­кие. – Закрутки на зиму, работа в огороде, ужин – всё делали вместе».

«Лиля, ты мой ангел-храни­тель!», – любил он повторять, гля­дя ей в глаза», – вспоминает вдова.

Прошлым летом Лиля поехала в Луганскую область. Хотела своими глазами увидеть место, где погиб любимый. До последнего не вери­ла. Но не сложилось – спецопера­ция ещё не закончена. На обратном пути, задремав, она увидела во сне Артура. Он махал рукой, пытаясь её разбудить. Она открыла глаза – и увидела, как дым окутал переднюю площадку автобуса. «Мы поменя­лись ролями, – говорит она, и слёзы подступают к глазам. – Теперь он мой ангел-хранитель».

…Опытный «Овод» вышел на задание. Несколько дней группе удавалось оставаться незамечен­ной. Но назад он не вернулся. Их настиг дрон. По рации сослужив­цы слышали, как раненый Артур, сохраняя ледяное спокойствие, контролировал своё состояние: «Мне бы сейчас укол сделать, у меня руки не слушаются...»

8 января 2025 года Лиле со­общили, что супруг пропал без вести. Начались долгие, казалось, вечные дни ожидания. Вытащить его бойцы смогли сравнительно быстро, но было уже поздно.

После траурного митинга в род­ном Стерлибашеве тело воина предали земле. Минувшей осенью «Овод» был награждён орденом Мужества (посмертно).

Теперь я иду по заснеженной улице. Блокнот в руках всё так же пуст. Интервью не состоялось. Но память о Артуре Масалимове живёт. Она – в глазах его дочери. В крепко сжатой руке вдовы, что поправляет камуфляжную ткань на плече. В книгах на полках его мамы-учителя. В тихом уважении односельчан.

Он не стал врачом, но нёс по­мощь. Не успел сказать многое, но его слово осталось в сердцах. Таким осталось это интервью – не взятым лично, но собранным по крупицам из воспоминаний. Оно – не про гибель. Оно про жизнь - уже готовая, пронзительная история. История о тихом патриоте, кото­рый просто знал, что должен. И пошёл. И пока память жива – жив и он. Наш «Овод». Наш земляк.

Фото предоставлено Л.Турниёзовой.

Автор: Райля Тайгунова
Читайте нас