+13 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Общие статьи
3 Сентября 2019, 11:51

В РАМКАХ НАЦПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ" ОТКРЫВАЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ЯСЛЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ ТРЕХ ЛЕТ

С 1 сентября детские сады по всей России имеют возможность выбрать и внедрить новую образовательную программу "Теремок" для детей от двух месяцев до трех лет.

Она была разработана Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ИИДСВ РАО) в рамках выполнения госзадания Минобрнауки РФ от 2017 года. В конце июля текущего года "Теремок" успешно прошел научную экспертизу и был включен в обновленный "Навигатор образовательных программ" Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.


Как рассказала порталу научный руководитель и соавтор программы, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИИДСВ РАО Ирина Лыкова, в связи с тем, что в 1990-е годы происходило массовое закрытие ясельных групп во всех регионах России, более 20 лет не проводились (за редким исключением) научные исследования в сфере раннего детства, не было спроса на разработку образовательных программ для малышей и подготовку специалистов для работы в группах раннего возраста. Однако перезапуск системы яслей в России актуализировал запрос на новые образовательные программы, которые бы могли подойти именно современным малышам и педагогам.


"Для дошкольников старше трех лет в России существует более 20 комплексных образовательных программ, среди них есть программы, которые включают в себя младенческий и ранний возраст, но программ, адресованных детям именно от двух месяцев до трех лет, лишь три-четыре", - рассказала Лыкова.


Именно поэтому институт более трех лет занимался разработкой новой программы, опираясь при этом как на знания, накопленные отечественной наукой, так и на современные исследования и зарубежный опыт в области физиологии, нейрофизиологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики раннего детства.


Полтора года программа проходила апробацию в дошкольных образовательных организациях (ДОО) по всей стране, в том числе в 350 учреждениях - участниках сетевой инновационной площадки института. За это время более 550 педагогов повысили свою квалификацию на курсах по раннему детству и освоили программу "Теремок" как новый профессиональный инструмент. С 1 сентября программу начинают внедрять более чем в 500 детских садах 37 субъектов РФ.


"Теремок" - это инновационная программа, которая появилась в ответ на вызовы нового времени, запрос со стороны государства и семьи на воспитание ребенка в современном мире", - отметила Лыкова.


Программа ставит перед дошкольными учреждениями задачу моделирования "умной" и гибкой образовательной среды в зависимости от возможностей и потребностей конкретного ребенка. "Ясли для ребенка, а не ребенок для яслей", - подчеркнула она.

Основные новации


Соавтор новой программы, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИИДСВ РАО Виктория Кожевникова рассказала порталу, что, по данным ее диссертационного исследования, материалы которого нашли отражение в "Теремке", каждый второй родитель, имеющий детей старше полутора лет, задумывается о том, чтобы ребенок посещал дошкольное учреждение той или иной формы. Так, 54% мам и пап хотят, чтобы их малыш пошел в ясли на полный день, 24% - в группу "вместе с мамой", а 22% - в группу кратковременного пребывания. В данном опросе, который проводился в 2017-2018 годах, приняли участие 860 родителей детей в возрасте от года до трех лет из разных регионов России, в том числе из Москвы, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сургута, Томска, Белгорода, Красноярска и Архангельска.


Именно поэтому программа "Теремок" изначально была разработана как вариативная для возможности ее внедрения в различных моделях организации образовательной среды (для групп "вместе с мамой", кратковременного пребывания, полного дня, малокомплектного детского сада и других), и это отличает ее от прочих программ.

"Теремок" предусматривает обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку. Кроме того, в тексте программы отмечается, что она нацелена на то, чтобы максимально использовать потенциал психического развития личности растущего человека на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.


По словам Лыковой, "Теремок" рассматривает образовательную среду как совокупность множества факторов, которые могут оказать влияние на становление личности ребенка, его развитие. Три кита современной образовательной среды - это, во-первых, взаимоотношения детей, их родителей и педагогов, во-вторых, "умное" пространство, наполненное развивающими предметами, в-третьих, совокупность видов детской деятельности и культурных практик. Кроме того, образовательная среда обязательно учитывает региональный аспект (природно-климатический, этнокультурный), возможную билингвальность детей, многонациональный состав групп и многое другое.


Особая роль в "Теремке" отводится и отношениям воспитателей с детьми.


"В нашей программе представлена инновационная модель развития отношений педагога с детьми: от воздействия к содействию и элементам сотворчества", - рассказала Лыкова. Она проиллюстрировала модель на примере ложки: сначала взрослые кормят ребенка ложкой (воздействие), потом обучают его пользоваться этим столовым прибором (содействие), а затем уже ребенок сам начинает кормить ложкой кукол или даже, применяя свою фантазию, использует вместо нее палочку или другой предмет-заместитель (игровое сотворчество). По словам специалиста, раньше все эти этапы не рассматривались воспитателями как единая система, поэтому они не умели самостоятельно строить образовательные программы индивидуального развития каждого ребенка с учетом всех его особенностей. А это очень важно для современного педагога, подчеркнула Лыкова.

Пять основных образовательных областей


Как рассказали порталу в пресс-службе Минпросвещения РФ, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Кроме того, она призвана обеспечить здоровье и безопасность малышей, сформировать у них доверие к миру, говорится в тексте документа.


"Теремок" охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, добавили в пресс-службе министерства. Конкретное содержание каждой области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и может реализовываться различными способами: в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и так далее.


Например, с точки зрения речевого развития, педагоги, работая с малышами до трех месяцев, должны побуждать их реагировать поворотом головы на различные звуки, выделяя человеческий голос, говорится в программе. У ребенка в возрасте трех-шести месяцев необходимо содействовать появлению гуления (певучих гласных звуков), а затем и лепета (сочетания гласных и согласных, которые повторяются многократно, например, "ма-ма-ма" или "ба-ба-ба"), побуждать его к речевому подражанию, вовлекать в речевые "переклички", используя пестушки, потешки, прибаутки. В 9-12 месяцев следует инициировать появление первых слов (до 10-15), учить ребенка выполнять бытовые и игровые действия по словесной просьбе взрослого: "садись", "пей", "дай ручку", "принеси мишку" и другие.


"Речь начинается с первого крика младенца, звуки, которые издает ребенок, - это первые предпосылки к ее появлению. Затем возникает гуление, появляется лепетная речь, когда малыш начинает произносить слоги. Воспитателям и родителям очень важно знать все эти этапы и закономерности речевого развития", - рассказала научный редактор программы, ее соавтор, доктор педагогических наук, профессор Оксана Ушакова.


Если рассматривать физическое развитие, то, в частности, в возрасте от года до полутора лет программа предусматривает развитие у малышей навыков самостоятельной ходьбы, а также поддержание интереса к игре с каталками и тележками, к освоению ползания, лазания, бросания и катания мяча. Во время подвижных игр воспитатель должен организовать пространство так, чтобы оно было безопасным для детей, и оберегать малышей от травм, предупреждать возможные падения и столкновения.


Работая в рамках еще одного направления программы - социально-коммуникативного развития, например, детей от полутора до двух лет, педагоги должны расширять их представление о самих себе, членах семьи и других людях, учить ребенка выражать и распознавать эмоции. Кроме того, воспитатели, согласно программе, могут помочь ребенку открыть мир природы и место человека в нем, воспитывать бережное, заботливое отношение к нему: поливать цветы на клумбе, помогать кормить птичек, наблюдать за поведением животных, не пугая их.


"В нашей программе мы предусмотрели, в том числе, и экологическое воспитание, которое сейчас активно практикуется во многих западных странах, например, в Финляндии и Эстонии, - отметила Лыкова. - Там ребенок уже в год-полтора на бытовом уровне знает нормы поведения с точки зрения экологии, например, что мусор обязательно нужно сортировать и затем выбрасывать в соответствующую урну". Так, по ее словам, в "Теремке" особое внимание уделено, в частности, дидактическим играм и познавательным беседам с детьми о разумном использовании различных материалов, о том, как можно продлить жизнь вещей.


Познавательное развитие на третьем году жизни включает в себя обобщение и систематизацию представлений о мире (растения, животные, еда, одежда, мебель, транспорт), знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), развитие восприятия, мышления и памяти, поддержание интереса к конструированию разных построек: стола, дивана, кровати, дорожки, заборчика, башни. Также воспитатели должны знакомить малышей этого возраста с правилами общения (здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи, откликаться на просьбы других людей) и безопасного поведения в помещении, на улице, в общественных местах.

Художественно-эстетическое развитие объединяет в себе музыкальные занятия, рисование, лепку, аппликацию, декорирование, конструирование, детский театр, а также чтение книг и рассматривание картинок. Так, педагоги рассказывают малышам потешки, присказки, стихи, небольшие сказки, поддерживая желание слушать, эмоционально откликаться на содержание произведений и выразительную речь. Очень важно привлекать внимание детей к книгам, учить листать странички, всматриваться в картинки, узнавать и называть изображения. Взрослые вовлекают воспитанников в совместное "рисование" карандашами, фломастерами, мелками, пальчиками, штампиками; приглашают вместе полепить из соленого теста, мягкого пластилина, создать коллаж из осенних листьев, фантиков, лоскутков, крупных пуговиц и других материалов. С помощью воспитателей малыши могут научиться выполнять разнообразные танцевальные движения: крутить "фонарики", топать ногой, хлопать по коленям, выполнять легкие "пружинки" (полуприседания), кружиться на месте, водить хоровод и многое другое.

"Заботливая утка"


В программе отмечается, что чрезвычайно острым остается вопрос подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста. Именно поэтому, по задумке авторов, она адресуется в том числе студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, а также специалистам системы повышения квалификации. Специальные обучающие курсы, как очные, в том числе выездные, так и дистанционные, действуют при самом институте, рассказала Лыкова.


"Новаторская задача нашей программы заключается в том, чтобы через использование новых подходов и технологий расшатать консервативное представление многих опытных педагогов о современных детях. Ведь это самое главное - кто приходит работать с ребенком", - подчеркнула она, отметив, что сегодня воспитатели должны быть готовы учиться работе в новых условиях.


В период подготовки программы специалисты института проводили различные опросы среди руководителей и воспитателей детских садов, родителей малышей от двух месяцев до трех лет по всей стране, а также в ближнем зарубежье: Эстонии, Белоруссии и Узбекистане. По словам Лыковой, эти исследования позволили создать "портрет" идеального воспитателя для современных малышей, отражающий представления как самих работников дошкольных учреждений, так и родителей, бабушек и дедушек.


Так, для родителей самое главное, чтобы их ребенка любили и признавали в нем индивидуальность. На втором месте - вопросы безопасности, умение уследить за малышом.


С точки зрения заведующих детскими садами, помимо предписанных профессиональных компетенций, важно, чтобы воспитатели излучали оптимизм, умели совместно с ребенком радоваться миру и удивляться его открытиям.


"Так, Хелли Адамович, руководитель дошкольного учреждения "Солнышко" в Нарве (Эстония) рассказала, что даже очень образованный и грамотный педагог, если он грустный, не задержится больше двух месяцев в группе у малышей", - пояснила Лыкова.


Кроме того, очень важна высокая физическая активность таких воспитателей. Они должны уметь много двигаться, любить играть вместе с детьми, правильно перераспределять свое внимание, чтобы видеть всех детей, которые постоянно перемещаются в пространстве в поисках интересных дел и занятий.


"С детьми такого возраста нельзя сидеть на месте. Это вопрос безопасности", - подчеркнула эксперт.


Другое, еще продолжающееся исследование, промежуточные результаты которого Виктория Кожевникова получила в мае, было проведено для того, чтобы понять, с кем себя ассоциируют сами работники ясельных групп. В опросе приняли участие более 1000 педагогов из Московского региона, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского округа, Самары и Белгорода.


"В результате мы смогли составить такой портрет: уверенная в себе женщина средних лет, обладающая большим запасом знаний, опыта и здоровья, умеющая не только работать с детьми раннего возраста, но и способная многому научить их родителей. При этом она сама готова перенимать новые методы и применять их на практике", - рассказала Кожевникова.


Кроме того, по ее словам, пытаясь подобрать персонажа, который мог бы наиболее точно охарактеризовать воспитателя для детей от двух месяцев до трех лет, участники опроса в итоге остановились на утке. "По сути, они являются нянями, но это не бабушка в платочке, как Арина Родионовна, и не Мэри Поппинс, которая работала с детьми более старшего возраста. Воспитатели сравнивают себя с утками, вокруг которых дети, а они своими действиями, словами, примером показывают им, что и как делать, в каком направлении двигаться", - пояснила Кожевникова.


Лыкова отметила, что в первые три года жизни ребенок стремительно развивается и усваивает огромное количество информации. "Есть мнение современных психологов, которые говорят, что если оценивать "середину жизни человека" не по количеству прожитых лет, а по объему освоенного опыта, то она, как это ни странно, будет приходиться на возраст около трех лет", - рассказала она. А значит, появление и внедрение в российской системе дошкольного образования современных программ для малышей крайне важно для успешного развития новых поколений.

Источник:https://futurerussia.gov.ru

Фото: Интернет.
Читайте нас: