+6 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Общие статьи
18 Октября , 11:32

Дети войны Непростая судьба Хатимы

Дети войны. Как бы мы не описывали их трудные судьбы, разве возможно передать на бумаге всё то, что выпало на их долю? Получится ли это у меня? И тем не менее я решил рискнуть написать об одной из них из моего родного села. Ведь если мы не напишем о них, как наши потомки узнают, какие неимоверные испытания выпали на их долю? Война. Если во время неё мужское население проливало во имя победы кровь на фронте, то оставшиеся в тылу, не жалея сил и здоровья самоотверженно трудились на полях, фермах и около станков. Моя статья об одной из односельчанок, и пусть не обижаются остальные, ведь она олицетворяет всех тружениц тыла, настолько были похожи тогда их судьбы. Мой рассказ о Хатиме Ахметшиной (на фото справа). Хатима родилась десятым ребёнком в семье Давлетши аги и Шамжихан апы в 1924 году. Те годы были трудными. Из 12 их детей выжили лишь Хатима и Фатыма, остальные друг за другом умерли от разных болезней, ведь медицины в деревнях тогда не было вообще. Хорошо ещё, что у Давлетши ага была лошадь, в те годы она была равноценна нынешней машине или трактору. Она-то и помогала им выживать, спасала от голода. Оставшихся двоих дочерей родители старались беречь, как зеницу ока, растили их в заботе и любви.

Дети войны  Непростая судьба Хатимы
Дети войны Непростая судьба Хатимы

Окончив 4 класса Гулюмовской школы, Хатима после создания колхоза начала ходить на прополку зерновых и другие работы. Продолжить учёбу в Янгурчинской школе у неё не было возможности, она помогала маме смотреть за сестрёнкой Фатымой и ходила вместе с ней на колхозные работы. Привязав Фатыму за подол платья к полатям, вдвоём бежали на работу. Тогда так поступали многие мамы с малолетними детьми, ведь детсада в деревне тоже не было. В жаркие летние дни они серпами жали зерновые, пропалывали насаждения кок-сагыза, заготавливали сено - все эти работы лежали на хрупких плечах женщин и подростков. В этот период брать с собой малолетних детей не было возможности. За ними присматривали сёстры и братья постарше, в том числе и Хатима. Так она и осталась с 4-классным образованием.

В те годы население силком загоняли в колхозы. Вынужден был, сдав своего коня и упряжь, войти в колхоз и Давлетша ага. Если бы отказался, его ждала бы репрессия или ссылка в Сибирь. В колхозе тоже было не легче, в первые годы царила нищета, лишь попозже стало чуть легче. Вот так Хатима с детских лет начала работать в колхозе. А дел там было непочатый край, перечислить не хватит газетной полосы.

Чтобы не умереть с голоду, дети той поры уже с началом весны начинали собирать в лесу пригодные в пищу травы. В городе же для тех, кто трудился выдавали им, их малолетним детям и нетрудоспособным членам семей пайки, в деревне такого не было. Подросшая Хатима начала ходить на ферму доить коров. Труд доярок тех лет был неимоверно тяжёлым. В зимние дни, чтобы напоить животных приходилось вырубать в речке полынью и таскать оттуда воду в деревянные корыта. В трескучие холода возить с полей сено и солому. Ранними утрами, когда ещё все спят, при свете керосиновых ламп доить коров и чистить стойла от навоза. Вручную таскать и раздавать животным корма. Доили коров тоже вручную три (!) раза в день. Вы только вдумайтесь, малолетние девочки и мальчишки, у которых ещё и кости то не окрепли, тащили на себе все колхозные работы.

С началом войны все мужчины и парни уехали воевать. Тех, кто не мог воевать в силу состояния здоровья и из-за возраста, забрали в трудармию или на заводы-фабрики. Или же они восстанавливали эвакуированные оборонные заводы. В деревне не осталось даже трудоспособных парней. И вся тяжесть легла на женские и девичьи плечи. Сестрёнку Хатимы Фатыму месте с другими девушками отправили в Свердловскую область на добычу торфа. Там она пробыла целых 5 лет. Если летом их донимали мошкара и оводы, то зимой холод и невозможность высушить одежду. Еды тоже было мало, жили впроголодь. Бараки холодные. А вдалеке идёт война и им надо выполнять план. Не выполнишь - срезают дневную норму хлеба.

Хатиму же в это время отправляют в Белорецкий район на заготовку леса. Не зная отдыха, по пояс в снегу девушки от зари до темна пилили деревья. В последний год её работы в соседнем бараке случился пожар и в огне погибло около 80 девушек. Выбраться у них не было возможности. Чтобы девушки ночью не сбежали их закрывали на замок, а на окнах были решётки. Случился большой скандал, начались проверки. Быстро нашли виновных. После этого случая девушкам разрешили вернуться домой. Хатима с большими трудностями добралась до Стерлитамака. А вот доехать до деревни не было никакой возможности. И девушка пустилась в путь пешком. Да и чему тут удивляться? В то время основным транспортом были лошади, но их было мало и люди в большинстве ходили пешком. Да и не стремились те, у кого были лошади, сажать попутчиков.

Добравшись до дома, Хатима вновь окунулась в колхозную работу. Мужчин нет и девушку отправляют на трёхмесячные краткосрочные курсы трактористок. Отучившись и вернувшись, она вместе с другими девушками начинает работать. Её технику и трактором-то назвать трудно. Трёхколёсный, он был пародией на сегодняшний «Беларусь». Завести его было настоящим мучением. Крутить рукоятку, чтобы он завёлся не было сил. Видя это, им бросался на помощь бригадир, имевший бронь и учивший их работе. Труд их был настолько тяжёл, что многие из этих девушек впоследствии не смогли даже дожить до пенсии. Да и те, кто дожили, после прожили недолго.

Трактора те были маломощные, а гулюмовские и янгурчинские земли не такие ровные, как у других, гористые, в ямах и оврагах. Пожилые, да и родители рассказывали:

- Когда пахали поля, то трактора наверх тянули специально обученные быки. Впереди шли животные, тянущие на аркане трактор с плугом, который пахал землю. Вниз трактор ехал сам, животные шли вслед за ним. Вновь наверх технику прикрепляли уже к другим, отдохнувшим животным. Так и пахали. А ночью впереди пускали мальчишку с керосиновым фонарём, чтобы тракторист видел, где пахать, ведь фар у тракторов не было. Закончив смену, трактористки лезли под трактор, чтобы закрепить детали и всё отладить, иначе техника могла поломаться. Не дай, Всевышний, такое. Это считали саботажем, и за это грозила тюрьма или высылка в Сибирь. Вот такие были времена, и весь народ, не жалея себя, старался сделать всё возможное для победы. Также не дай Бог слить хоть немного керосина для домашних ламп из трактора, это тоже сурово каралось. А если в весенние дни трактор увязал в небольших выбоинах, где скапливалась вода, то это был конец. Виновника ждало сильное наказание. Чтобы такого не случалось, около железных зубьев, имеющихся на колёсах тракторов, вбивали осиновые колья. Это тоже делали сами девушки.

За столь тяжёлый труд в конце года на трудодень, который должен был насчитывать 260-300 дней, выдавали по 150-200 гр. зерна. Если трудодней было мало, количество зерна уменьшали. Вот и считайте, сколько зерна получали. Денег не давали вообще. А ещё был продналог, который оставлял деревенский люд голодным и босым. С каждого двора надо было сдать определённое количество мяса, молока, масла, шерсти, яиц, а если зарезал овцу или козу, то шкуру.

Как бы то ни было, после того, как Хатима начала работать на тракторе, семье немного стало легче. Так как трактористкам платили чуть больше, чем колхозникам. И трактора, и сельхозоборудование к ним были МТСовские. И плата от МТС.

Наконец-то наступил долгожданный День Победы. Начали приезжать с фронта мужчины. Многие стали инвалидами, раненые. Жизнь начала меняться в лучшую сторону, но не в деревне. На трактора начали садиться мужчины. Женщины вновь пошли на фермы, летом - на прополку. Зимой чистили зерно и пешком таскали на себе из Стерлитамака зерно в 15-20 килограммовых мешках. Или несколько женщин тащили вместе мешки с зерном, гружёные в небольшие сани. Было тяжело, но шли, стиснув зубы. Ведь без трудодней никак.

Вскоре семью постигает горе. Скоропостижно умирает отец Хатимы. Да и мама, надорвавшись на тяжёлых работах, не встаёт с постели. Хатиме надо ухаживать за ней, и она просится на более лёгкую работу. Пойдя девушке навстречу, её определяют поваром в недавно открывшийся детсад, куда ходят 11 детишек. А кухни там нет, поэтому еду она готовит дома и кормит малышей у себя. Спустя некоторое время детсад переводят в помещение местной школы, и она носит еду туда. Хорошо ещё, что школа рядом.

Их мама 5 лет будет прикована к постели. Хатима не отходит от неё, заботится о ней, а сестрёнка, выйдя замуж и родив двоих детей, не может ничем помочь ей. Хатиме приходится привозить для детсада продукты из райцентра. И не только для Гулюмовского, но и Янгурчинского. А ведь ей надо ещё заготовить сена и соломы для домашней живности, дров для печи. Зарплата маленькая и Хатима вновь уходит на ферму, ведь доярок не хватает. Да и отношение и внимание к ним другое. К тому же, трудодней им пишут больше. Трудится там добросовестно и старательно. Становится передовиком, её выбирают депутатом сельсовета и устанавливают её фото на Доску почёта в райцентре среди таких известных передовиков, как Миневали Абайдуллин и Мунавара Басырова. Многолетний добросовестный самоотверженный труд Хатимы Давлетшаевны высоко оценён множеством медалей и Почётных грамот. Она также избиралась депутатом районного Совета. Активно участвовала в общественной жизни своего сельсовета и района. Раньше на каждые 10-15 дворов выбирали одного агитатора. Так вот, деятельная Хатима апа, устроив в своём доме агитационный пункт, выполняла ещё обязанности агитатора.

А ещё она была прекрасной хозяюшкой. И готовить яства на свадебные столы приглашали именно её. Вместе с Танзилей апа они вдвоём готовили вкуснейшие пироги и баурсаки для гостей. Муку для них Хатима апа всегда тщательно выбирала сама. Баурсак готовила из трёх десятков яиц, а какие она пекла беляши и пироги из гусятины и утятины! Они были украшением любого праздничного стола.

Вот такие женщины, не жалея себя трудились в тылу и приближали победу. Сегодня я коротко описал судьбу лишь одной труженицы тыла и дитя войны Хатимы Давлетшаевны Ахметшиной. А ведь таких, как она, в районе и в каждой деревне было очень много и каждой из них можно было бы поставить памятник. В следующем году мы будем отмечать 80-летие Великой Победы. И к этому времени надо увековечить их самоотверженный, героический труд, установив памятник труженикам тыла около РДК, как и планировали. Это наш долг перед ними.

Хисаметдин ИСМАГИЛОВ, лауреат премии имени М.Акмуллы, М.Кашгари и И.Юзеева.

Фото предоставлено автором.

 

 

Автор:Райса Мусина
Читайте нас: