-3 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Долгожители
31 Января 2020, 12:37

ВЕРИТЬ,ЛЮБИТЬ. ЖИТЬ

Вера Семёновна Сенченко, которой в этом году исполнится 94 года, помнит лучшие времена, когда в её родной деревне Булаж жизнь кипела, как в муравейнике. В центре красовались новый клуб, сельпо и сельсовет. Здесь всегда было многолюдно. С утра, перед рабочим днём, собирались работники колхоза Пушкин, обменивались новостями и вели разговоры. А вечером по растянутой улице, протяжённостью три километра, гуляла молодёжь, слышались мелодии гармони и напевы русских песен.

Название деревни Булаж переселенцы с Украины в начале прошлого века привезли с собой. Их знаменитые бочковые солёные огурцы и вкусный квас, которые булажцы продавали на Сабантуях и местном рынке, помнят многие стерлибашевцы старшего возраста. А окрестность, где расположена деревня, богата грибами, ягодами, известна живописной местностью. Интересные факты о становлении и исчезновении колхоза, клуба и школы сегодня может рассказать почти ровесница деревни и труженица тыла В.С. Сенченко.

Вера выросла с сёстрами Нюрой и Надей. Их лица и сегодня смотрят на старшую сестру с чёрно-белой фотографии. Уж больно сильно она скучает по своему детству, несмотря на то, что оно протекало в тяжёлые времена. С малых лет все дочери в их семье были приучены к труду, ухаживали за большим огородом и помогали отцу смотреть за скотом. После смерти кормильца семьи в доме осталась только женская сила. И то, царствующая в 1940-х годах командная система заставила старшую дочь Веру уехать на торфозаготовки. Представители власти преследованием и угрозами отправить за непослушание в тюрьму набирали бригаду с необходимым количеством людей. Восемь девушек и трое ребят-подростков из Булажа покинули семьи.

Война настигла Веру, когда она вырубала торф, необходимый для машинного топлива, возле города Горький (ныне Нижний Новгород). Местные заводы производили легендарные «полуторки» и танки. Вчерашние школьницы самоотверженно трудились, выходили на работу с рассветом, а уходили с закатом солнца. В карьере, по грудь в гидромассе, с топором в руках очищали они проход к торфоносным каналам. Девушек-карьерщиц называли русалками. Очень тяжело было и на разливе гидромассы, везде требовались неженская сила и выносливость. У многих работниц болели пальцы, распухали суставы на руках и ногах. Таскали на себе тяжёлые корзины, наполненные нарезанными брикетами сырого чёрного торфа. Вручную поднимали и грузили в вагоны товарного поезда. Сил было мало, кормили их жидкой кашей на воде, Вера спасалась супом из крапивы. Спали по шесть-семь часов на матрацах из жёсткой соломы в холодных бараках. Частенько объявлялась воздушная тревога. На чужбине наши девушки держались вместе. Вера Семёновна рассказала про случайную встречу, которую запомнила на всю жизнь. Возле их месторасположения находился военный госпиталь. Они с подругами стояли на пристани и любовались могучей рекой Волгой. В сторонке разговаривали двое мужчин в военной форме, у одного из них была забинтована голова. Этот раненый фронтовик оказался Фёдором Яковлевичем Тимошенко - директором Булажской восьмилетней школы.

- С радостью я подлетела к нему, и первая заговорила с ним. Уважаемый Фёдор Яковлевич, пройдёмте со мной, - шутливо я обратилась к нему. На долгие разговоры у нас не было времени, но мы успели вспомнить Булаж и его жителей, -рассказывает Вера Семёновна о встрече на Волге.

В 1945 году по радио пролетела самая радостная весть: «Победа!». Бригада Веры отправилась домой.

Мою собеседницу тяжёлая работа всегда испытывала на выносливость. Послевоенный период она провела на засекреченном заводе в Черниковке. Помнит, что там производили самолёты, и повсюду висели плакаты с надписью: «Ешь пироги с грибами и держи язык за зубами».

Спокойный парень Иван из Булажа стал спутником жизни для Веры. В Артюховском сельсовете они заключили брак, но вскоре его забрали в армию. В 1953 он вернулся, молодая семья решила обосноваться в родной деревне. У супругов родились четверо сыновей и дочь. Держали много птицы и скот, растили огород, зарабатывали трудодни в колхозе. Огурцы, грибы, капусту солили во флягах. Их погреба всегда были заполнены консервацией, мясом, салом, домашнюю продукцию раскупали на городском рынке.

Сегодня Вера Семёновна живёт одна, она пережила трёх сыновей и мужа. Ей 94 года, на трудности и отсутствие удобств она не жалуется. Топит дровами печку и ждёт прогноза погоды по телевизору. Другой жизни эта женщина, познавшая войну, голод и потери близких, не знает. Она никогда не вычеркнет из памяти страшные события и радостные моменты прожитой жизни.

Фото автора.

Читайте нас: