Родилась она восьмым ребенком в многодетной семье Сайфуллы и Миниямал Гайсаровых. Двое их детей покинули этот мир в младенчестве, шестеро выросли здоровыми. Среди братьев и единственной сестры Майсары, Гульнур росла самой младшей и любимой сестрёнкой. Девочке не нравились разные наряды, нежности, её тянуло на улицу, к братьям. Они что-то делают по хозяйству - она с ними, они играют в мальчишеские игры - она в центре. Так и выросла сорвиголовушкой. Если надо, любому мальчику могла дать отпор! А как она бегала, каталась на лыжах! Как будто родилась с ними на ногах! Конечно, её же тренировали братья-спортсмены! Ребята любили купаться в прудах, их было два возле деревни. Вместе с мамой собирали лесные ягоды, ягоды черёмухи, лещину. Спелые ягоды черёмухи сушили и отвозили в мешках на мельницу, благо, что, в деревне была своя. Черёмуховую муку подмешивали к ржаной или пшеничной и пекли душистый хлеб, вкусные пироги с черёмуховой начинкой. Это сейчас спортсмены принимают разные протеины, а тогда для урманаульских ребят в качестве белка шёл лесной орех. Ох, как он был популярен тогда! Никто не задумывался, что фундук - это кладезь кальция, калия, магния и мощнейший антиоксидант. Его просто щёлкали, как семечки. А ещё Миниямал апай с детьми собирала корни девясила, затем провяливала их на открытом воздухе несколько дней и сушила. Принимали настои девясила не только как лечение, но и в качестве профилактики от любой хвори. Вот так природа сама помогала жителям Урман-аула. Рассказывая об этом, Гульнур Сайфулловна с некоторой долей ностальгии вспоминала свое далёкое, счастливое детство.
А в молодости она была заводилой на танцах. Стройная, спортивного сложения девушка была «командиром» среди сверстников. Без устали могла играть в футбол, в лапту, кататься на велосипеде. Вечерами жгли костры за холмом и пели возле них песни. Гульнур, избалованная младшая сестрёнка своих братьев, только в седьмом классе научилась вязать пуховые шали. Радости её матери не было конца, ведь тогда детей одевали и обували на деньги, вырученные от продажи шалей.
Колхозницы Урман-аула делились на два звена. Если в этом году первое звено выращивала свёклу, то второе звено работало на колхозных огородах. А на следующий год звенья менялись местами. Это было справедливо, и никто не роптал на такой раздел труда. Гайсаровы точно так же, как и другие семьи, честно и упорно трудились то на плантациях свёклы, то на выращивании овощей: огурцов, помидоров, лука, моркови, столовой свёклы. Были ещё кусты малины и смородины. А в районном центре был небольшой ларёк, где всё это продавалось населению.
Папа Гульнур умер рано. Сайфулла Гайсаров с первых же дней Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Вернулся с полной грудью орденов и медалей. В мирное время он работал в сельпо, затем в сельсовете. А ещё пчеловодом колхоза успел поработать. К сожалению, ветеран войны рано покинул этот мир. Миниямал апай была большой труженицей, практичной, деловитой женщиной. Она воспитала детей ответственными, добросовестными и трудолюбивыми. Сыновья не чурались никакой работы. Когда мама ложилась в больницу на лечение, они и корову доили, и молоко пропускали через сепаратор, и хлеб пекли, и за скотом ухаживали.
- Моими основными воспитателями были братья. Благодаря им, я не знала тяжёлой работы, они меня оберегали от всего! В годы моей учёбы в средней школе с.Стерлибашево, открылся интернат для проживания школьников. Так, что мне не приходилось каждый день мотаться туда-сюда. После первого же школьного соревнования, где я показала хорошие результаты (хотя каталась на лыжах в валенках), учитель физкультуры Ягфар ага Шарипов вручил мне хорошие школьные лыжи с ботинками. Радости моя была безграничной! И начались ежедневные тренировки. Постоянные соревнования поглощали моё желание хорошо учиться. Думаю, кто бегал на лыжах с ветром наперегонки, поймут меня, - смеётся Гульнур Сайфулловна.
В школе она дружила с одноклассницей Римой Бикбаевой. Вместе выпускали стенгазеты, участвовали в концертах. Танцевали молдаванский танец. Музыкальных инструментов не было и учитель сама напевала мелодию, а девочки под неё танцевали. Окончив школу, с другой подругой Галиёй поехали в город, искали учебное заведение, куда бы поступили учиться, но ничего не нравилось. Вернувшись в Стерлибашево, они прогуливались по улицам села, когда Райса Гайсарова, работник райсовета и уроженка д.Мухаметдаминево, увидев выпускниц, позвала к себе в кабинет, расспросила девушек что да как, и отправила их в г.Салават в учебный комбинат. А там, уже во время приёма документов, один из членов приёмной комиссии позвал председателя профсоюза и показал ему характеристику Гульнур. Профсоюзный работник, назвав её Галей, на первой же неделе учёбы отправил Гульнур на соревнования по бегу в столицу республики. Завоевав первое место среди команд рабочей молодёжи, она привезла победу в учебный комбинат. Так, незаметно пролетели два учебных года, и девушки вернулись в район мастерами изготовления ковров ручной работы. Тогда начальником коврового цеха была Райса Рахматуллина. Гульнур сразу назначили бригадиром. Ковровый цех процветал и обеспечивал рабочими местами многих женщин района. А Гульнур неудержимо тянуло на сцену, она пела в женском вокальном ансамбле, хоре РДК. И вдруг её пригласили на работу в этот очаг культуры. Она согласилась и стала работать кассиром и одновременно костюмером. Поступила учиться в республиканское культурно-просветительское училище г.Стерлитамак на заочное режиссёрское отделение. Затем нагрянула любовь и наша спортсменка, по совместительству будущий режиссер РДК вышла замуж за стерлибашевского красавца Раиса Файзуллина. В их семье друг за другом родились сын и дочка. Дети-погодки, естественно, требовали круглосуточного ухода за ними, и Гульнур по семейным обстоятельствам не смогла поехать на последнюю сессию, ну а о дипломной работе и слов не было. Одно утешение - детки росли всем на загляденье красивые и очень дружные.
Работа в РДК беспокойная, приходилось отлучаться из дома и от детей по вечерам. Знакомая, увидев, как ей тяжело даётся совмещать работу с семейными заботами, предложила работу машинистки в редакции районной газеты. Здесь коллектив был творческий, дружный, редактор - доброжелательный. Она быстро переняла навыки профессии и до выхода на заслуженный отдых проработала оператором по набору в татарском дубляжном отделе районки.
…Эх, судьба, до чего же ты иногда бываешь коварна, посылая нежданно один за другим тяжкие испытания. Гульнур потеряла вначале мужа, а следом и любимого сына. Но говорят же, что небеса дают тяжёлые испытания только сильным духом. Неугомонная судьба и после этого не успокоилась, пошатнула её здоровье. Но, Гульнур Сайфулловна выстояла. Сломаться она просто не имела права. Любовь к дочери, зятю, к обожаемым внукам и родным даёт ей силы жить и идти вперёд! Им, их поддержке, участию, помощи она обязана тем, что смогла победить коварную болезнь, вновь почувствовала вкус к жизни.
И моя героиня не просто живёт, но ещё и активно помогает нашим бойцам, находящимся в зоне СВО. Никогда не унывающая, с чувством юмора, лёгкая на подъём - она свой человек в любом коллективе Гульнур Сайфулловна Файзуллина - душа в компании волонтёров всероссийского проекта «Народная сеть». Активный член фольклорного коллектива ветеранов «Мон чишмэ». Стройная, красивая, юморная и одновременно прямолинейная, она одна из самых доброжелательных соседей переулка Ленина. Не терпящая сплетней и злословия, готовая сама в любой момент протянуть руку помощи, поддержать. С ней очень легко и приятно общаться. И с удовольствием можно и в пир, и в мир, и на разведку.
…Март - вроде по роду мужской месяц, но одновременно, как мне кажется, он очень женский. Продолжая посвящать статьи лучшим нашим женщинам, мне захотелось написать и о ней - уроженке дивного уголка наших мест, деревушки Урман-аул. Именно там природа одарила её силой жизни. Пусть же эта сила зажигает и в других искры добра и света!
Зульфия ГИЗЕТДИНОВА. Фото из семейного альбома.