+13 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Наша история
4 Мая 2018, 13:56

С огненного Днепра шагнула слава

Под монотонный перестук колёс новобранцам, конечно, думалось о разном. Вставали перед глазами картины родного края, родственники и близкие. Одновременно наплывали тревожные мысли о том, что же ожидает их в ближайшем будущем. - Ты откуда родом? - поинтересовался у Абдуллы Ахметова на очередной остановке его сосед по вагонным нарам Минияр.

Под монотонный перестук колёс новобранцам, конечно, думалось о разном. Вставали перед глазами картины родного края, родственники и близкие. Одновременно наплывали тревожные мысли о том, что же ожидает их в ближайшем будущем.

- Ты откуда родом? - поинтересовался у Абдуллы Ахметова на очередной остановке его сосед по вагонным нарам Минияр.

- Деревня Юмагужа. Стерлибашевский район.

- Семейный?

- Пока нет. Двадцать лет мне.

- Давай уж ближе знакомиться. Где работал?

- Сначала в колхозе. Потом - учителем.

- А я был счетоводом в колхозе, - сказал Минияр. - Не женился ещё.

- Успеем.

- Сейчас сентябрь тридцать восьмого, - задумчиво рассуждал Минияр. - Отслужим и в сорок первом вернёмся домой.
- Даст Бог, так и будет.



В поезде вспоминал Абдулла свою деревушку. С одной стороны подступает лес. С другой - тянется степь. Несколько десятков домов. Милые сердцу картины.


Детство у него было трудным. Ещё совсем мальчишкой остался без матери. Бывало, позовут его на игры, он выскакивает из дома, а руки за спину прятал. Стеснялся от того, что на них остатки прилипшего теста.


- Ты что, пекарем заделался, - подшучивали девчонки.


Но в компании любили его за смелость, тихий нрав. А ещё за то, что хорошо пел и плясал.


- Спляши, Абдулла, - бывало, просила соседская девчонка Шагида.


И он так притоптывал, что все зачарованно смотрели на него. Да ещё частушки распевал.


Всё это он теперь воспринимал как последнее благословение отчей земли, с которой впервые расставался надолго.


Эшелон шёл на восток. Высадились в Новосибирске. Здесь Абдулла попал в кавалерийский полк. Привык быстро. Летели дни, месяцы. Но мысли о скором окончании службы прервала грянувшая война.


Как-то его вызвал командир полка.


- Мы набрали группу, направляем в школу младших командиров связи, - сказал он. - В том числе и тебя, Ахметов. Так что готовься.


А что готовиться? Документы в кармане, вещмешок за плечами - и в дорогу.


После учёбы - на запад.


На фронте Абдулла оказался в январе 1942 года. Тяжёлые сражения в Донбассе, под Ростовом. Горечь отступления. Дивизия, в составе которой он был, отходила вместе с некоторыми другими частями на юг.


Ахметов сразу понял, какое ему выпало военное дело. Командир взвода, лейтенант Владимир Калинов уже в первые дни не забывал напоминать об этом.


- Именно от связиста часто зависит успех боя и всей операции, - говорил он. - Связист - это солдат, обеспечивающий под огнём и почти без прикрытия управляемость подразделения. Боевая часть без связи - всё равно что богатырь с завязанными глазами - беспомощна и уязвима.


Ахметов потом и сам удивлялся: за что немец особо не любил связистов? Бывало, бежишь или ползёшь соединять перебитую проволоку, а огонь переключается на тебя. Страшно было? Да про всё на свете забываешь, думаешь только о перебитой проволоке.


Август сорок второго. Бои на Северном Кавказе. Наши войска оставили несколько городов. Враг захватил важнейший Клухорский перевал. Под Туапсе немцы получили отпор. Но потом они снова предприняли попытку прорваться к побережью Чёрного моря, чтобы выйти затем к нефтяным районам страны. Однако эти атаки были отбиты силами 18-ой армии Северо-Кавказского фронта.


Однажды командир отделения связистов Ахметов получил приказ протянуть телефонную линию через горы. Комбат задумчиво заметил:


- Думаю, сам понимаешь, какое это дело.


- Понимаю, - ответил Абдулла.


Проявив огромную отвагу, Ахметову и его товарищам удалось выполнить это сложнейшее задание.


После четырёх месяцев обороны советские войска в январе 1943 года перешли в наступление. В тяжёлых условиях горно-лесистой местности бойцы шли вперёд.


После освобождения Северного Кавказа продвинулись на Украину. Вошли в состав 2-го Украинского фронта.


25 сентября командир полка майор Гусев сам лично обходил расположения батальонов и рот. Подбадривал.


- Нашей дивизии тоже дан приказ форсировать Днепр, - сообщал он.


С Ахметовым - отдельная беседа.


- У вас особая задача. Предстоит обеспечить наступающие части связью с наблюдательным пунктом штаба дивизии. Ясно?


- Так точно!


На рассвете следующего дня полки начали переправляться через реку в районе села Сошиновка Днепропетровской области. Противник вёл сильный огонь. Взяв катушки и телефонные аппараты, Абдулла и ещё три связиста устроились на плоту и, гребя обломками досок, двинулись вперёд. Плот качался. Одного бойца отбросило волной. Абдулла протянул весло.


- Держись! Карабкайся.


Удалось достичь берега немного впереди остальных. Навели двойную линию связи в полтора километра. Тем самым дали возможность командиру дивизии управлять боем. Это был один из важнейших в стратегическом плане участков.


Трое его товарищей-связистов погибли. А Ахметов возвратился на линию исправлять повреждения, которые наносила вражеская артиллерия. Сам он устранил около четырёх десятков порывов. Сколько же это потребовало отваги и стойкости! Просто чудом оставался живым. Он находился на линии до тех пор, пока не был ранен.


Когда после госпиталя вернулся в свою часть, его пожелал увидеть командир полка. Чуть помолчал. Затем сказал:


- Тебя, Ахметов, представили к высшей награде страны. За особый героизм на Днепре.


От неожиданности Абдулла поначалу не смог даже вымолвить и слова.


Были потом новые тяжёлые бои.


Однажды к ним в взвод пришёл замполит полка. Протянул улыбчиво Ахметову газету «Правда».

Продолжение в газете "Стерлибашевские родники" №35 от 1 мая 2018 года.
Читайте нас: