+12 °С
Дождь
ОКВК
Все новости
Наша история
8 Мая 2019, 18:30

Уходили добровольно девушки на фронт

Поезд пришёл в Уфу в пять утра. Валя вышла из вагона вместе с несколькими солдатами с орденами и медалями на груди. - А трамваи, скажите, во сколько пойдут? - спросил один из них у дежурной. - Да ты что, мил человек, они сюда с начала войны не спускались. - Ну ладно. Пешком до города, а может и до дома отмахаем. А вот Вале опять же на поезде надо было в Стерлитамак. Отсюда как-то добираться в Стерлибашево, далее - в свою д.Никольск. Был август 45-го. Она стояла в военной форме, с вещмешком за плечами. Ей было 22 года, и почти три из них прошли в землянках. А из трёх - 180 дней в сражающемся Сталинграде. В 18 лет, забыв про тишину Вы ехали в теплушках на войну. Тогда ещё не каждая из вас Наряд и крем имела про запас. Так скажет о ней и её боевых подругах спустя полвека стерлибашевский журналист.

А в 42-м вся эта привокзальная площадь была забита девчонками в разноцветных платьях. Больше трёх тысяч их уезжали из Башкирии добровольно на фронт. Первый женский эшелон из республики.

Среди этих девушек 25 были из Стерлибашевского района. Ехали вместе Валентина Захарова (Субочева), Бану Файзуллина, Мафтуха Гатауллина (Халимова), Марьям Гизатуллина, Зубарзят Баимова, Зайтуна Мугаттарова, Закия Якупова, Александра Ефремова, Таслима Валиева (Алимбекова), Клавдия Волкова, Бибинур Искандарова и другие.

Эшелон направлялся в Сталинград. Ехали долго. То и дело останавливались. А ближе к месту назначения попадали и под бомбёжку.

Группу девушек направили на краткосрочное обучение. Потом их зачислили в отдельный батальон ВНОС ПВО (воздушное наблюдение, оповещение связи противовоздушной обороны) в составе 62-й армии. Их называли «зенитчицами», потому что орудия стояли возле наблюдательных пунктов. От девушек требовалось определять приближение вражеских самолётов и передавать эту информацию прожектористам, артиллеристам.

Здесь, под Сталинградом, они видели такие картины, страшнее которых, казалось, и быть ничего не может. Однажды, вспоминала Зайтуна Мугаттарова, был налёт немцев на особо важные объекты. Всё небо, сколько мог охватить глаз, покрылось фашистскими самолётами. Один заход следовал за другим, и не было ещё во все времена такой войны на земле... Потом девушки, вдавившиеся в землю всем существом, сами не понимали, как они выжили, не сошли с ума в таком аду.

Земля ходила от разрывов, в чёрном дыму скрылся Сталинград. Кричали люди, невыносимо орала скотина - бомба угодила на мясокомбинат. Чудовищным факелом вспыхнула нефтебаза. Упала бомба на соседнюю точку, и от группы девушек их эшелона остались только ноги в подкованных сапожках.

Тянулись тяжелейшие, страшные дни. Когда огромная группировка немцев была разгромлена, взята в плен, война покатила на запад. Девушки в составах своих подразделений тоже двигались дальше. Только Бану Файзуллина и Марьям Гизатуллина (обе - из Стерлибашева) остались здесь лежать навечно.

Прошли через Украину, Белоруссию, Польшу, многие дошли до Германии, до Берлина.

Гульсум Лутфулловна Юсупова (Хайбуллина) (на снимке) отправилась на войну в 1942 году, но чуть позже этой первой группы. Под Сталинград попала, когда битва здесь уже близилась к завершению. Была в батальоне связи. Фронтовой путь её затем пролегал через Украину, Польшу, Германию и завершился в Берлине. Прошла через множество тяжёлых сражений.

Магинур Вагизовна Хафизова ушла на фронт в ноябре 1942 года. Была в составе 334-го штурмового авиаполка 6-й воздушной армии. Тоже дошла до Берлина. В этом полку вместе с ней служили также Мадина Раянова, Зифа Шангареева, Мадина Баширова (все из Стерлибашева).

Валентина Субочева (в девичестве Захарова) однажды показала нам, журналистам районки, пожелтевший от времени фотоснимок.

- Это мы с отцом Серафимом Степановичем на фронте, - сказала она. - Командование предоставило нам возможность несколько часов побыть вместе. Фотограф из соседней роты заснял.

Не всем девушкам-фронтовичкам из нашего района довелось дожить до Победы. Кроме отмеченных выше Марьям Гизатуллиной и Бану Файзуллиной погибли Суфия Ибрагимова (с.Стерлибашево), Зиннатхан Гильметдинова (с.Бузат), Зубарзят Баимова (д.Каранаево), Мария Елистратова, Антонина Кожевникова (с.Стерлибашево), Слу Туктарова (с.Карагуш), Минслу Ибрагимова (с.Айтуган).

Кстати, супруги Юнир и Резеда Хасановы, проживающие в Стерлибашеве, каждый год ездят в с.Озерки Волгоградской области, где похоронены Бану Файзуллина и Марьям Гизатуллина. Кладут цветы к памятнику на братской могиле. Бану Фахретдиновна является тётей Резеды Мударисовны.

А вернувшиеся фронтовички всегда были скромными. Они никогда не считали себя героинями, хотя это слово, наверное, вполне к ним применимо. Не высказывали возвышенных фраз. Они не склонны были романтизировать минувшую трагедию, поскольку нет никакой красоты в горе, лишениях и страданиях, вызванных войной. Если уж и есть где красота, то она - в движениях души людей, проявлявших чудеса самопожертвования ради торжества общей победы, в вере в благополучное будущее.

Мансур ГИЗАТУЛЛИН.

Фото из семейного альбома.

Читайте нас: