+7 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Наша история
23 Октября 2020, 18:35

РУДНИК В ГУЛЮМОВСКОМ ЛЕСУ

КОГДА-ТО ЗДЕСЬ КИПЕЛА РАБОТА, СЕГОДНЯ - ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯС виду это обыкновенный лес, где растут берёзы, осины, молодая по­росль деревьев. Если бы приехала сюда без провожатых, ни за что бы не догадалась, что небольшая щель в земле шириной в метра три и высо­той около 70 сантиметров, над которой растёт раскидистая берёза – это вход в старый заброшенный рудник. Да-да, в самый настоящий рудник, где более 200 лет назад добывали медную руду. И это ни где-нибудь, а в нашем районе. В лесу, что недалеко от д.Верхний Гулюм.

От Янгурчинской школы до рудника путь не­близкий, пешком идти долго, поэтому ребята поехали туда на школьном автобусе, а мы - на редакционной машине. Чтобы добраться до нужного места, даже после того, как съехали с гравийной дороги, пришлось изрядно поколе­сить по лесу. Дорога к руднику была, но узкая, еле заметная, заросшая травой. И если бы не мастерство и знания водителя Салавата Бик­мухаметова, который, по его словам, в детстве с друзьями неоднократно бывал на руднике, хорошо знал туда дорогу и эти места, мы вряд ли бы нашли его. Не доезжая до места метров 300, остановились, так как дальше пути просто не было, и пошли пешком.
Вот и вход. Надо сказать, что время и при­рода сделали своё дело. Осыпавшаяся земля почти завалила его. По словам Салавата Фа­нилевича, в пору их детства он был довольно большой, в их рост, и они свободно заходили на рудник, играли там, находили предметы, оставшиеся от рабочих.
Сегодня же попасть на рудник можно с трудом. Вначале решаем обследовать его мы, взрослые: я, Эльвира Анваровна и Алия Фанзиловна. Салават Фанилевич остаётся у входа, контролировать, чтобы учащиеся не последовали за нами. Всё-таки безопасность детей на первом месте. Первые 3-4 метра преодолеваем ползком, а потом сразу же по­падаем в довольно-таки большую, широкую пещеру с каменным потолком. Оттуда свисают корни деревьев, паутина. В пещере холодно и очень темно, как ни стараемся, ничего раз­глядеть нельзя. Освещая путь фонариками от сотовых телефонов, осторожно двигаемся вперёд. Пещера расширяется, уходит вглубь на десятки метров. С левой стороны замечаем прямоугольные, метра в два высотой выемки, заваленные землёй.
Чтобы понять, откуда в гулюмовском лесу появился медный рудник, давайте сделаем небольшой экскурс в историю. Вот о чём сви­детельствуют документы: «Рождение россий­ской меднодобывающей промышленности на Южном Урале тесно связано с именами купцов И.Твердышева и И.Мясникова. В 1743 году первый медный рудник был куплен И.Твердышевым у башкир и в том же году ему было выдано разрешение на поиск медных руд. Старинные медные рудники были рас­положены на территории Башкирии в долинах рек Дёма, Тятер, Кидаш между населёнными пунктами Стерлибашево и Киргиз-Мияки, в окрестностях п.Вознесенское и некоторых других местах. Медистые песчаники, рас­пространённые на всех этих территориях, различались между собой глубиной залегания и сопутствующими породами. Эти террито­рии находились гораздо ближе к заводам, чем Каргалинские рудники (Оренбургская область), а значит транспортировка руды из этих месторождений была более дешёвой. По историческим справкам, люди, живущие на территории теперешнего Стерлибашевского района, издавна добывали разные подзем­ные богатства.
В конце 19 века на этом руднике работала английская горно-металлургическая компа­ния. Оборудование для добычи руды они привезли из Англии.
В 1790 году начали рыть шахту у д.Верхний Гулюм. Камни с медью отправляли на под­водах в д.Уязыбашево. Хозяином медного рудника был человек по фамилии Коротков.
Длина шахты вначале была 40 метров, ширина 6-7 метров, внутри – дубовые стой­ки. В шахте были комнаты, где находились земляные койки. Они просуществовали до 1935-1940-х годов.
В 1915-1917 годах сюда при­ехали инженеры для исследова­ния рудника, они обнаружили в 2-2,5 метрах породы с медью. В данное время шахта находится в заброшенном состоянии. Балок нет, комнаты завалены, в одной из комнат пробился родник». Эти данные взяты их архива Ян­гурчинского школьного музея. В 1991-1992 годах рудник был обследован И.О.Греком (Одес­са) и Ю.А.Долотовым (Москва).
По рассказам старожилов села, вход в рудник находился на восточной стороне. Оттуда на тройках лошадей вывозили медную руду и от­правляли на Воскресенский медеплавильный завод, находящийся в Мелеузовском районе. В данное время этот вход полностью завален.
Сегодня попасть на рудник можно только с западной стороны, где и находится един­ственная штольня, о которой я писала в начале статьи. Но она, к сожалению, год от года осыпается всё сильнее. И недалёк тот день, когда попасть на рудник будет вообще невозможно, так как вход будет за­вален землёй.
По словам Эль­виры Анваровны, в п е р в ы е е ю и учащимися шко­лы, входящими в школьное на­учное общество «Юные исследо­ватели», часть рудника была обследована в 2016 году. Уже тогда вход был сильно засыпан. Чтобы попасть в его подземную часть, им также пришлось первые метры преодолевать ползком.
- Как только мы попали на рудник, перед нами открылось подземное пространство, - рассказывает она. – Мы измерили ширину пещеры, она оказалась 6-7 метров. В не­скольких местах обнаружили крепи из дуба. Они хорошо сохранились, вероятно, из-за того, что здесь сухо. По изученной заранее схеме, имевшейся у нас, мы знали, что протяжённость подземной части рудника более 200 метров, а общая площадь – около четырёх гектаров. В пещере мы обнаружили несколько комнат, некоторые из них уже были забиты осыпавшейся землёй.
В 30 метрах от входа, внутри пещеры, мы увидели яму длиной в 3-4 метра, шириной в один метр. Передвигаться дальше можно было только по правому краю стены, хорошо освещая путь, иначе можно упасть в ямы. Далее рудник идёт куда-то вниз. Здесь мы обнаружили небольшое озеро, видимо, об­разовавшееся из подземных вод. Под ногами большое количество камней круглой и оваль­ной формы. Обследовав примерно 60 метров рудника, мы пришли к выводу, что выработка состоит из большого количества шахт. Неко­торые шахтные стволы, обнаруженные нами, в настоящее время засыпаны. Сохранился единственный открытый вход – штольня. К сожалению, мы не смогли обследовать все полости рудника из-за угрозы обвала и ещё из-за отсутствия среди нас специалиста-ар­хеолога.
...С тех пор прошло четыре года. И в сен­тябрьский день 2020 года мы прошли тем же маршрутом. Могу сказать одно, внутри мало что изменилось, если не считать, что озера уже нет, во внутренние пещеры пока ещё можно попасть, площадь там довольно обширная, да и высота тоже (2-2,5 метра), но они всё больше и больше засыпаются обваливающейся со стен землёй. А вход через года два, наверное, совсем засыплет и попасть внутрь уже будет невозможно.
Раз уж пришли на экскур­сию, а именно обследовать рудник, со всеми предо­сторожностями разрешили попасть туда и учащимся, чтобы они смогли увидеть это уникальное явление, находящееся в их родном лесу, буквально под нога­ми. Восторгу ребят не было предела. Они не просто об­следовали с учителями бли­жайшую ко входу пещеру, сфотографировались там, но и нашли кусочки медной руды (камешки зелёного цвета) и даже железное кайло, которым рабочие когда-то отбивали куски медной руды. Собрав в бейсболку зелёные камешки, выйдя наверх, они про­демонстрировали их мне и даже подарили на память один из них.
Словом, экскурсия получилась очень увле­кательной и познавательной не только для учащихся 6 и 8 классов, но даже мне, взрос­лому человеку, было интересно находиться на старом руднике. Знать, что наверху, буквально в метре над сводами пещеры, зеленеет лес, растут цветы, поют птицы, а тут кромешная темень, тишина, корни деревьев над головой и шахта, уходящая куда-то вниз, под землю. Повторюсь, и это ни где-нибудь в чужом краю, а здесь у нас, буквально в 18 км от райцентра, в гулюмовском лесу. И этот рудник – един­ственный уникальный исторический памят­ник, сохранившийся на сегодняшний день в районе, до которого никому, кроме местных учителей, нет дела. К сожалению, мы можем быть последними, кто побывал внутри него. Ведь он не охраняется и ничего не делается для его сохранения. Скорее всего, через пару лет вход совсем завалит и он исчезнет с лица земли. Люди будут знать из исторических документов, что в лесу в 17 веке действовал рудник, а увидеть – нет. Только лес, в недрах которого когда-то кипела работа, горняки от­бивали в шахтах руду, вывозили её на тройках и отправляли на завод. Вот так, наверное, и уходит в небытие и забвение история. А жаль…
«Вот такие заброшенные рудники называются ис­кусственными пещерами. Искусственные пещеры – интересные спелеологические объекты, имеющие двойственную природу. С одной стороны это полости, созданные руками человека. С другой стороны, есте­ственные процессы деформации, обрушения, вторично­го минералообразования и другие с течением времени делают грань между искусственными и естественными пещерами весьма расплывчатой».
Райса МУСИНА. Фото автора.
Читайте нас: