+23 °С
Ясно
ОКВК
Все новости
Наша история
15 Января 2021, 18:35

МЫ - ДЕТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

В прошлом году исполнилось 55 лет, как прозвенел для нас, выпускников 1965 года средней школы №2 с.Стерлибашево, последний звонок.

Как сегодня, помню наш ночной поход на кладбище за сиренью для учителей. Тогда не было цветочных магазинов, для садовых цве­тов ещё рано. В центре же кладбища было очень много сирени. Не помню, кто предло­жил, но у нас не было другого выхода. Когда стемнело, собрались возле закрытых ворот кладбища. Мальчики помогли девочкам перелезть через забор, который тогда ещё был каменным. Нарвали большие букеты и уже собирались уходить, как кто-то из дево­чек вдруг истошно закричал, и я увидела два привидения в белом. Не выпуская цветов, приготовились бежать, но кто-то догадался или мальчики сами выдали себя. Это были Мидхат Галеев и Вали Ахметов, укрывшиеся простынёй. Натерпелись мы тогда страха, но и нахохотались, зато утром на линейке учителя получили по букету пышных цветов сирени.
Ещё помню, как первоклассникам, кото­рые пришли нас поздравить, мы подарили маленькие книжки со сказками. Тогда книга действительно была лучшим подарком. Чтобы не тратиться на выпускной вечер, нам предложили съездить на заготовку дров для родной школы. Мы с удовольствием со­гласились, после сдачи 7 или 8 экзаменов - это был наш последний замечательный коллективный и отдых, и труд. Потом мы встречались обычно через каждые пять лет в последнюю субботу июня в 12.00 часов в парке, где, кстати, первые деревья были по­сажены нами в 8 классе.
А начинали мы учиться в сентябре 1954-го, дети, рождённые в 1946-47 годах, т.е. у всех у нас отцы вернулись с войны живыми. Я не помню, чтобы они ходили при орденах и медалях. А самое интересное, что Ляля Му­гаттарова только в старших классах узнала, что у нашей Светланы Ахметовой отец - Герой Советского Союза.
Передо мной фото нашего 1 А класса с нашей первой учительницей Тамарой Филип­повной. Только две девочки сидят в форме, остальные - кто в чём. Хорошо помню своё платье с розовыми тюльпанами на тёмно- фиолетовом фоне. И помню, как радовалась мама, что ей удалось выстоять в очереди и купить отрез, чтобы дочь была в обновке. Вместо портфеля у меня была почти новая сумка, подаренная тётей, похожая на малень­кий чемоданчик. Как я завидовала старшему брату Рашиту, который с гордостью носил полевую сумку через плечо - папин подарок с фронта. А ещё на нём была перешитая мамой отцовская шинель. На всех нас была нехитрая, переделанная, порой залатанная одежда. Зимой - валенки, зачастую подши­тые, фуфайки. Я как-то похвалилась, что у всех были чёрные фуфайки, а у меня - синяя. Мидхат Галеев (вечный художник школьной стенгазеты, впоследствии - партийный руко­водитель) говорит, что у него - коричневая, по которой его узнавали даже со спины в Уфе. А красивое девичье пальто мне купили только в 11 классе. У нас в классе не было разгово­ров, тем более споров о «модном прикиде». Мы росли без мороженого, шоколадок. Для нас вкуснятиной были карамельки - корич­невые подушечки. Зато мы ели настоящее масло, мясо, пили коровье молоко и родни­ковую воду и никакого тебе вируса.
Кажется, мы были первыми первоклассни­ками в новой двухэтажной школе, постро­енной благодаря усилиям директора Булата Минегалеевича Юлдашева. Её называли «таш шкул», сейчас в этом здании располага­ется колледж. Тамара Филипповна в первый же день рассадила мальчиков с девочками. Только не помню с кем сидела я. Но помню, когда мы начали писать чернилами, моя чернильница почему-то проливалась и я так обрадовалась, когда тот мальчик предложил пользоваться его чернилами.
С самых первых дней нас учили помогать друг другу и к сильным ученикам подсажи­вали слабых, и, по-моему, только с 8 класса мы садились с кем хотели. В конце 2 класса нас приняли в пионеры: сначала отлични­ков и хорошистов, а в 3 классе - остальных. У нас у многих пионерские галстуки были сатиновые и как бы его ни гладили, он скру­чивался в трубочку. Потом уже стали носить шёлковые, они не скручивались, но их надо было гладить очень осторожно, чтобы не сжечь, утюги-то были тяжёлые, заполненные горячим углём, а не электрические. Валера Насыров рассказывает, что все мальчики хо­дили гордые, нараспашку, чтобы все видели красный галстук. С удовольствием ходили помогать к пожилым, ведь мы все были ти­муровцами: девочки мыли полы, приносили воду, мальчики кололи дрова, убирали снег. Также собирали металлолом, макулатуру. В младших классах работали в школьном саду, у каждого класса был свой участок. Начиная с 5 класса, в июне пололи, а в сентябре уби­рали свёклу. Мы стали комсомольцами в 7-8 классе. Нужно было учить устав, знать героев, историю и многое другое. Готовил нас к вступлению старшеклассник Виктор Шаклеин. И в райком комсомола шли, как на экзамен, где была очень строгая секретарь Райса Минияровна Гайсарова.
Нам нравилось быть пионерами, комсо­мольцами. Для нас примерами были Павел Корчагин, молодогвардейцы. Мы были счаст­ливы, что живём в великой стране, а как мы радовались и гордились, когда узнали про полёт Гагарина! И для нас, по-моему, не было «хочу или не хочу», а было «надо».
Мы - дети Победы, росли на военных фильмах и книгах, хотели быть похожими на героев (кстати, билет на детский сеанс стоил 5 копеек). И не только росли, а ро­дились патриотами. Вот один эпизод из моего глубокого детства. Мой папа работал начальником паспортного стола в милиции. Мне нравилось ходить к нему на работу. Он давал мне тонкую писчую бумагу (так называлась бумага для печатания), тонко наточенный красный карандаш и, глядя на газеты, я рисовала буквы. После работы папа со своими коллегами иногда играли в бильярд. И вот однажды у меня спросили, знаю ли стихи? Конечно, ответила я, кто-то поставил меня на стул, я рассказала стихот­ворение, конец которого помню до сих пор: «Да здравствует Сталин! Победа за нами! Гитлер капут!»
Многие послевоенные мальчики хотели быть лётчиками. После окончания шко­лы трое наших самых рослых и крепких одноклассников поехали поступать в лётное училище. Все мы были уверены, что они поступят, но ребята быстро вернулись, не пройдя медосмотр. А двое из них всё же стали военными. У нас у всех была цель - по­лучить образование, профессию и приносить пользу Родине.
В старших классах раз в неделю пилили, кололи и разносили по классам дрова. В кон­це учебного года уже в лесу заготавливали дрова для школы. Даже в 11 классе помогали колхозу во время уборки: девочки выравни­вали зерно из-под комбайна в кузове машин, потом высыпали его на току. А мальчики работали помощниками комбайнёров, ведь у них уже были права трактористов. Несколько наших мальчиков занимались в духовом ор­кестре. На школьных вечерах танцевали под оркестр. Мы были заняты учёбой, спортом, общественно-полезным трудом, при этом в каждой семье были корова, овцы или козы, птица. Получалось, что многим приходилось учить уроки поздно вечером. Тем не менее, мы почти все получили высшее образова­ние. Среди нас много учителей: три хими­ко-биолога (благодаря Фаузие Каримовне Тухватуллиной) - Земфира Бахтиярова, Ляля Мугаттарова и Вера Андрюшенко; три пре­подавателя английского языка (одна из них я); два учителя русского языка - Фаузия Му­хамедьзянова и Светлана Ахметова; историк - Раиса Бокина, Галина Иванова - математик, благодаря Фанузе Газиевне Махмудовой. У нас свой врач - Римма Киньзябаева, свой экономист - Динара Сахибгареева, она же чемпионка района по лыжам, свой энерге­тик - Валера Насыров. Есть свой начальник УВД - Тагир Фаррахов, свой командир - Вали Ахметов, свой главный редактор («Стерли­тамакский рабочий») Фёдор Сенченко, свой корреспондент - Мансур Гизатуллин.
Я должна сказать, что нам очень повезло с учителями, которых умело подбирал наш директор. Самое интересное, что у нас были замечательные семейные пары истори­ков-русоведов: Сайфутдиновы, Карпухины, Лукмановы. Заки Булатович Ахмеров пре­подавал нам физику и астрономию. Он при­глашал нас поздно вечером изучать звёздное небо. А ещё в школе был первый телевизор, который по определённым дням можно было приходить и смотреть, его включал нам Заки Булатович. Нам нравилось бегать на лыжах под руководством Хариса Варисовича Тайгунова, а после уроков были ещё трени­ровки по лесу Кордона. К сожалению, многих наших учителей уже нет, нет и некоторых одноклассников. Хочется надеяться, что наша юбилейная встреча будет не последней. До встречи, дорогие мои одноклассники!
Роза ЮМАДИЛОВА (ЛУКМАНОВА). г.Нижневартовск. Фото предоставлено автором.
Читайте нас: