Все новости
Наша история
3 Февраля , 12:13

Непокорённые

Воспоминания о ленинградской «Дороге жизни» нашего земляка-водителя полуторки из д.Старый Калкаш.

Непокорённые
Непокорённые

От редакции. В районном краеведческом музее имени М.Махмудова хранятся записи школьников об их встречах с ветеранами Великой Отечественной войны. Предлагаем вашему вниманию одно из таких свидетельств – отзыв, сделанный в своё время Резедой Ишкильдиной из д.Старый Калкаш об односельчанине-фронтовике.

«Впервые с этим интересным человеком я познакомилась в памятный день 9 мая 2001 года. Мы, школьники, пришли поздравить ветерана войны с Днём Победы. Наш учитель представила его – Галимьян Габбасович Карамышев. И добавила: «Воевал под Ленинградом, участвовал в прорыве блокады города и в его освобождении».

С нескрываемым интересом присматриваюсь к ветерану. Внешне он самый обыкновенный. Невысокого роста, не слишком широк в плечах, седой, лоб изборождён морщинами, но серые глаза, столько раз смотревшие смерти в лицо, по-прежнему молоды. Было видно, что он особо не любит вспоминать про суровые годы войны, поэтому говорил скупо и сжато.

«В войну многие воевали, и я в том числе. В военное лихолетье Ленинграду и его защитникам пришлось очень тяжело. Соотношение сил, особенно в первое время, было явно не в нашу пользу. Нас непрерывно бомбили немецкие самолёты, обстреливали артиллерия и танки, вокруг постоянно рвались снаряды. Раздумывать времени не было, если хотел жить, надо было просто быстро действовать. Я до сих пор удивляюсь, как сумел в той войне остаться в живых и вернуться домой.

Был водителем. На первый взгляд, работа не трудная. Но попал на Ленинградский фронт, и пришлось от начала до конца блокады, ежеминутно рискуя жизнью, доставлять продукты в осаждённый Ленинград. А оттуда вывозили снаряды, детей, помогали водителям, попавшим в беду - в ледовый плен, чьи машины уходили под лёд, в воду.

Разное бывало. На наших машинах не было дверей, чтобы мы в любой момент могли выпрыгнуть из неё, и, тем самым, спастись. Не высыпались. Приходилось спать, стоя возле машины. Или вообще не спать по двое суток. Делали по три рейса и проводили за баранками по 46 часов. Едва начинали разгружать машину, я выходил из кабины и, прислонившись к кабине, в тот же миг засыпал. Закончив разгрузку, солдаты толкали меня, пытаясь разбудить. С трудом проснувшись, вновь садился за руль. Не скрою, было страшно, ведь в машину в любой момент мог попасть снаряд. И тогда в воздух взлетели бы и я сам, и машина, и груз.

В некоторых местах лёд на озере дал трещину и нужно было быть очень внимательным, чтобы не провалиться под воду. Жалко было и технику, и, конечно же, груз, который с таким нетерпением ждали измученные голодом люди в осаждённом городе. Груз был разный: мешки с мукой, ящики с патронами, а на обратном пути - люди, которых мы вывозили на Большую землю. Было тяжело и страшно, но мы верили в, что победим ненавистных фашистов. Это было в 1942-1943 годах, а в 1944 году наши войска начали наступление на Ленинград и прорвали блокаду.

В то время в город пошёл первый поезд с продовольствием. Люди и город были спасены. Я ещё воевал до конца ноября 1944 года, а 2 декабря был тяжело ранен. После госпиталя комиссован и демобилизован из армии домой. До пенсии проработал в родном колхозе водителем».

Глубоко вздохнув, Галимьян Габбасович закончил своё повествование.

После его рассказа он стал в моих глазах настоящим героем. При встрече с ним я всегда уважительно здоровалась с ветераном и гордилась тем, что такой герой-фронтовик есть в нашем селе».

Фото infourok.ru

 

 

Автор:Райса Мусина
Читайте нас в