«В годину испытаний, в боях с ордой громил, спасла и защитила от гибели весь мир»
Да, народы России прошли через многие войны, испытали весь ужас войны 1941-1945 годов: геноцид, репрессии, концлагеря, голод, разруху. Война никого не пощадила, беспощадным катком прошлась по нашей стране. Женщины, дети, старики - все поднялись на борьбу с фашистской нечистью. У моей тёти Зарифы Гарифулловны Араслановой (ей 9 января 2025 года исполнилось 95 лет) записи в трудовой книжке начинаются с 14-летнего возраста.
И вот вновь их внукам и правнукам пришлось с оружием в руках противостоять фашистам, поднявшим голову на Украине. Наши ребята, как и их славные деды, проявляют такое же мужество и отвагу, противостоят врагу, защищая мирных граждан, воюя за правду и справедливость.
…Вновь и вновь возвращаюсь к Роднику ветеранов. Делюсь мыслями и воспоминаниями с Богатырь- водой - «Изге чишма» - родником, бьющим из-под горы, которую много лет назад наши отцы и деды наших земляков-однополчан огородили штакетником, очистили и ухаживали за этим местом, чтобы источник поил и радовал их потомков своей чистой, холодной и вкусной, самой полезной во всей округе водой.
Война - это беспощадное истребление и порабощение всего и всех. Таковой была и Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Из нашей деревни на войну с фашистами ушли 336 человек. По переписи 1939 года в нашем селе на то время было 1721 житель: 826 мужчин и 895 женщин (на январь 2022 года в деревне было 430 дворов, 730 человек). Из 336 ушедших на войну погибли 233, вернулись 103 (по данным газеты «Ленин васыятләре» 30 января 2001 года вернулись 142 человека). Эти сведения взяты мной из книги Нагима Араслановича Ярмухаметова, нашего односельчанина, учителя, краеведа, писателя.
Шафига эби
Большинство призванных в самом начале войны вернулись искалеченными в 1942 году или погибли, или без вести пропали. Только в моей семье (а мои корни и со стороны моих родителей, и даже со стороны мужа в с.Тятер-Арасланово), сколько было участников войны! Взять хотя бы мою бабушку, картэни Шафигу Гайнетдиновну Рысаеву, маму моей мамы Мусавии Рысаевой. Мужа Шафиги эби Тамербака репрессировали, он сгинул - погиб в ишимбайском лагере. Бабушка одна вырастила семерых детей: трёх сыновей - Габсаляма, Шайбака, Фаргата и четырёх дочерей - Зулейху, Хатиру, Магинур, Мусавию.
Во время голода во многих семьях и дети, и взрослые умерли. А бабушка не разрешала своим детям есть вырытую из-под снега мёрзлую картошку и зёрна. Дети ходили в лес за кореньями трав, даже кора деревьев шла в ход, её смешивали с лебедой, если было, добавляли капельку муки и пекли что-то наподобие лепёшек. Бабушка была мудрая, строгая, справедливая, высокая, худощавая, красивая женщина. Работа на ферме скотницей и дояркой согнула её, она даже ходила согнутой. Звали её «мулла-тути», она ещё и девочек обучала грамоте.
Кавалеры
Георгиевских крестов
Ну, это я уже далеко отступила. Но пусть меня простят люди, обидно, если я сейчас об этом не расскажу, откуда будут знать наши внуки и правнуки о своих прапрадедах. А знаете, с каким гордым видом сын моего брата Эдуарда Таминдарова Александр на одном из торжеств рассказал о своём прапрадеде, между прочим, отце моей бабушки Шафиги Гайнетдине Фахретдиновиче Ишбульдине. Он был героем Русско-турецкой войны, героем Шипки. Инвалид, из-за ранения ему ампутировали ногу. Царь наградил прапрадеда двумя орденами - Георгиевскими крестами III и IV степеней и многими медалями, да ещё и государственной пенсией в 17 с небольшим рублей. Сколько хороших дел для свого села сделал прадед Гайнетдин: мост построил, скотобойню, магазин (строение магазина до сих пор стоит в центре села рядом с сельской администрацией, жаль только в плачевном состоянии). А прапрадед Гайнетдина Динахмет Сатыев тоже был славным человеком, также кавалер двух Георгиевских крестов III и IV степеней за войну 1812 года и «За взятие Парижа» в 1814 году. Не только в 1945 году, но и в 1814 году наши земляки, башкиры, русские топтали землю Европы.
Сыновья Шафиги эби
Так вот сын Шафиги эби Габсалям сразу ушёл на войну, где пропал без вести. Ладно, хоть успел до войны жениться и у него осталась дочь Зиля, потом она стала жительницей с.Амирово. У Габсаляма появились три внука - мальчик и две девочки.
Другой сын моей картэни Шайбак тоже сразу пошёл на войну, оказался потом в плену, прошёл через весь ад фашистских концлагерей, вернулся живым. Когда я с ним разговаривала на похоронах моей тёти Магинур, он говорил, что ни о чём не жалел в концлагере. Жалел лишь о том, что не успел оставить, как Габсалям абый, семью - своё продолжение. К счастью, прожил достаточно долго, умер в 90 лет. У него остались две дочери и сын.
Будущий сват моей бабушки Шафиги (мой дед со стороны отца) Гарифулла Таминдаров в то время жил и работал на хуторе Маскай (опять-таки ещё раз большое спасибо Нагиму Араслановичу, именно в его книгах мы почерпнули все эти сведения о прошлом, о деревнях, о хуторах, о людях, относившихся к Фёдоровскому району, нынче – к Стерлибашевскому). Он был призван в трудовую армию в ноябре 1942 года. Ведь Великая Победа была добыта не только на фронте, но и в тылу, силами гражданского населения: на полях, заводах, на оборонительных сооружениях. По словам Гарифуллы бабая, было очень тяжело, голодно и холодно. Всё приходилось добывать самим и рыть окопы. Вернулся худой, с больным желудком.
Наши скромные, тихие мамы, бабушки, сколько слёз ими было пролито, сколько молитв произнесено, с какой верой и надеждой ждали они весточек с фронта - солдатских треугольников, как ждали окончания войны и возвращения своих родимых и любимых.
Род Ремеевых
Родители моего мужа жили почти рядом с моей картэни Шафигой. А ведь род Ремеевых тоже со славным, знаменитым прошлым.
Благодаря Сагиту Лукмановичу Ремееву и Нилу Амирзяновичу Ремееву составлено родословное древо Ремеевых, в него внесены сведения о роде Ремеевых с 992 - 1227 годов. В роду Ремеевых были ахуны, меценаты, просветители, медики, педагоги, внёсшие большой вклад в жизнь России и её народа. В их числе и известный поэт Дэрдменд (Мухаметзакир) Рамиев, Сагит Рамеев - известный поэт, журналист, переводчик, Ахметжан Рамиев - известный врач, переводчик медицинской литературы с арабского на татарский, прадед Мусы Джалиля, Башир Рамиев - крупный учёный, доктор технических наук, разработчик первых советских ЭВМ, лауреат Сталинской премии. Его именем названы ИТ-парки высоких технологий в городах Пенза и Казань.
И до сегодняшних дней потомки рода Ремеевых трудятся и на ниве просвещения, и в медицине, и в горной инженерии, и в науке, то есть не снижают планку - высоту, которой добились их предки, известные всему миру Ремеевы.
Учитель, председатель, директор
Когда Сагит Лукманович Ремеев в числе 18 парней был призван в армию в июне 1941 года, дома у него осталась жена с маленькой дочерью. Крохотной Альфире тогда не было и месяца, ведь она родилась 5 июня. Фашисты напали на Советский Союз ночью 22 июня 1941 года. Супруга Сагита Лукмановича Зайтуна Гарифовна Асфандиярова сразу была привлечена к активной работе в тылу. Учитель, женщина, мать (в то время после рождения ребёнка никаких отпусков не давали, всего 30 дней после родов). С самого начала войны её назначили председателем сельского совета. До этого она работала учителем, пионервожатой, в 1940 году вышла замуж и переселилась по месту жительства мужа в Тятер-Арасланово. Была председателем до 1944 года. Потом в район привезли детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В районе тогда было три Детских дома. В нашем селе построили своими силами дом (фотография строительства имеется в семейном альбоме). Зайтуну Гарифовну назначили директором Детского дома, конечно, трудно ей было и дома успевать, и дочурка ещё маленькая, и работа такая ответственная. В своих воспоминаниях она с благодарностью вспоминает родителей мужа - Лукмана абзыя и Бадрикамал апу. Они помогали ей справляться со всеми трудностями, взваленными на её хрупкие женские плечи в годину неимоверных испытаний. Лукман бабай никогда не сидел сложа руки, за одну ночь он мог соорудить санную телегу (а сколько нужно было потрудиться, чтобы подготовить материал для будущих саней). Бадрикамал эби тоже была хорошей женщиной, весёлой, под гармонь Лукмана бабая они пели и танцевали, скрашивая трудовые будни.
Зайтуна Гарифовна с 1938 года (родилась она в сентябре 1918 года) работала в школе, была уже тогда депутатом райсовета, с 1939 года вступила в ряды коммунистов, была секретарём комсомольской организации.
В Детском доме было 108 детей. Здесь, в деревенском детдоме, дети обрели кров, тепло, уют и заботу. Пока была жива Зайтуна Гарифовна, бывшие воспитанники каждое лето навещали своего директора и воспитателей. За чашкой чая вспоминали прожитое, делились своими радостями и горестями. И мы, их дети, были тому свидетелями.
До 1950 года Зайтуна Гарифовна ни разу не была в отпуске. Добрая, строгая, справедливая, очень красивая женщина, она до самой пенсии трудилась на ниве просвещения. Была руководителем туристического кружка школы. С учениками пешком исходили окрестности района, были даже далеко за пределами нашего села. 43 года проработала Зайтуна Гарифовна и ни разу не была на больничном. Была награждена множеством Грамот разных уровней (и районных, и местных, и республиканских), множеством медалей. До последних дней к ней приходили дети, корреспонденты из газеты, поздравляя со всеми знаменательными датами, имеется множество поздравлений от правительства Башкортостана и России. Эта энергичная женщина, несмотря на все жизненные испытания, дожила почти до 100 лет. У неё была феноменальная память. Она не видела, плохо слышала, но под её диктовку я записала все телефоны, имена и фамилии не только односельчан, но и в районе. Она отлично помнила номера мобильных телефонов своих детей, набирала на ощупь номера телефонов на домашнем телефоне. Я восхищаюсь и горжусь тем, что у меня была такая сильная духом, не унывающая ни перед какими трудностями, мудрая, добрая свекровь. Мы, дети, внуки и правнуки, гордимся тем, что нам выпала доля быть детьми таких сильных людей, как Сагит Лукманович и Зайтуна Гарифовна.
Мой отец вспоминает, когда им, пацанам, пришлось заменить мужчин, ушедших на войну, Зайтуна апа не любила, когда мы в отчаянии опускали руки от непосильного труда. «Снимай брюки, надевай мою юбку, если ты не мужик!» - вот так быстро она могла поставить на место, и в то же время поддержать словом и делом и пацанов, и стариков.
17 лет прожили Зайтуна и Сагит в доме родителей мужа, опираясь на их заботу и поддержку. Только в начале 50-х годов они перешли в новый дом, построенный на берегу речки Тятер, почти рядом с нынешним Родником ветеранов.
Будучи уже пожилыми людьми, они всегда поддерживали своих детей, помогали делом и добрым советом.
Продолжение в газете «Стерлибашевские родники» №18 от 1 мая 2025г.
Венера РЕМЕЕВА (ТАМИНДАРОВА).с.Тятер-Арасланово.
Фото предоставлено автором.