Фестиваль "Формула студент", который недавно прошел в Москве, — одна из ступеней в мир серьезного автоспорта. К участию в этих соревнованиях допускаются автомобили с двигателями внутреннего сгорания или на электрической тяге, отвечающие самым серьезным требованиям безопасности, при этом нужно обосновать перед жюри использование тех или иных материалов и технологий. Одновременно с этим за работой участников соревнований — студентов — наблюдает менеджмент топовых гоночных команд, ведь именно здесь находят кадры, уже обладающие хорошими компетенциями.
"В "Формуле-1" 30% пилотов, менеджмента, инженеров — выходцы из "Формулы студент". Это всемирное движение, в которое вовлечены ведущие университеты мира, имеющие команды", — отмечает проректор по научной работе УГАТУ Рустэм Еникеев.
Команда вуза занимается разработками скоростных болидов в рамках "Формулы студент", электромотоцикла на SmartMoto Chаllenge, а также проводит заезды на экономичность в Shell Eco-marathon.
В 2017 и 2018 годах команда УГАТУ получила в Лондоне на соревнованиях по экономичности приз "За стойкость и дух". В столице Великобритании вуз представил свой болид, похожий на коляску от мотоцикла на трех колесах, которая приводится в движение мотором от садовой техники. По ходу соревнований студенты смогли устранить недостатки, выявленные судьями, и были допущены до динамических испытаний.
"С первого раза допуститься до этапа заездов — это очень хороший результат", — делится мнением руководитель инженерно-конструкторского бюро вуза Максим Разяпов.
Транспортное средство университета проехало на 1 литре топлива больше 140 км. В планах команды увеличить это расстояние до 500, потом и до 1 000 км, а дальше — даже разработать собственный двигатель.
"Увеличения расстояния, которое болид проезжает на 1 литре топлива, мы хотим добиться за счет настройки двигателя, улучшения его характеристик. Это делается как программно, так и за счет технических решений — снижения механических потерь, улучшения рабочего процесса, увеличения КПД. Также параллельно мы разрабатываем свой двигатель для болида этого класса, думаю, через пару лет он будет сделан", — рассказывает Максим Разяпов.
Костяк команды УГАТУ составляют около 15 человек — это студенты любых факультетов, которым интересна разработка прототипов транспортных средств, изготовление деталей и участие в соревнованиях. Ребята учатся работать в команде, получают новые навыки.
"Я в команде с первого курса, очень многому научился за это время, начиная с работы с болгаркой, на различных станках — сверлильном, фрезерном, токарном. Также научился общаться с людьми разного уровня, например со спонсорами. Буду в команде до конца обучения, мне очень нравится", — говорит капитан команды, студент IV курса Александр Михальков.
При этом будущий инженер-технолог сварочного производства теперь всерьез задумывается о том, чтобы посвятить свое будущее автомобилям. Юноша признается, что его всегда привлекали машины.
"С детства увлекаюсь машинами, постоянно хочется что-то сделать с автомобилем, что-то в нем перебрать, в принципе, хочу связать свою жизнь с этим. Хотел бы разрабатывать, строить единичные автомобили под заказ, по индивидуальному заказу", — добавляет Александр.
Другой член команды, Денис Исаев, также пришел в команду с первого курса, хотел получить инженерные и конструкторские навыки.
"Я научился проектировать на компьютере, работать с инструментом, с композитными материалами, которые мы используем здесь для изготовления корпусов болидов. Занятия здесь не мешают учебе, главное — дать себе установку успевать на обоих направлениях", — считает Денис.
Участие команды в международных соревнованиях позволяет также практиковать иностранные языки, что, по мнению участников и наставников, не менее ценный, чем получение опыта, плюс членства в команде.
Как рассказывает Максим Разяпов, на соревнованиях участники команды знакомятся не только со своими сверстниками, но и с представителями автопроизводителей, автогоночных команд, перенимают их опыт, обмениваются контактами. Так что обладать такой командой для вуза очень престижно. "Однако ежегодно на соревнования за границу выезжают не более четырех-пяти университетских команд из России, это связано со сложностью как самого процесса, так и финансирования", — считает Разяпов.
Для участия в международных соревнованиях требуется проделать огромную работу, причем не только инженерную или конструкторскую, но и бухгалтерскую.
"На соревнованиях требуется защита бизнес-плана — стоимости проекта, то есть сколько денег мы на него потратили. Все нужно обосновать, почему так сделано, почему применены именно такие технологии", — объясняет Разяпов.
"Подготовка болида класса "Формула студент" с участием в одном соревновании, например на этапе чемпионата мира, — это больше 1 млн рублей", — рассказывает Рустэм Еникеев и отмечает, что у УГАТУ нет постоянного спонсора проекта, а чтобы привлечь финансирование, приходится работать со многими предприятиями и организациями. "Нам нужны спонсоры, мы работаем над этим, средства привлекаем. Сейчас мы присутствуем в мировом спортивном, инженерном пространстве, но могли бы присутствовать гораздо мощнее", — считает он.
В 2019 году созданный уфимскими студентами болид прошел техническую инспекцию соревнований класса "Формула студент" в Германии. Это большой успех, которого удалось добиться всего за два года работы, продолжает Разяпов.
"Участвуя второй раз в международных соревнованиях, мы смогли пройти техническую инспекцию, это самое важное, что требуется от этого болида. Для нас было большим достижением построить с нуля автомобиль, который соответствует международному регламенту", — рассказывает он.
Также успеха добился мотоцикл команды на электрической тяге, который занял второе и первое места в своем классе на соревнованиях в Барселоне и Москве соответственно. Творение студентов УГАТУ выдержало испытания на разгон, управляемость, кросс и гонку на выносливость. Команде удалось успешно защитить и бизнес-план проекта.