— Чтобы определить интересы ребенка, его наклонности и таланты, нужно еще в дошкольном возрасте дать ему возможность проявить свои способности, но в небольшом объеме. Далее ребенок сориентируется, что ему ближе, и сам определит, например, будет ли это спорт, вокал или хореография. Как правило, в городских и районных домах детского творчества представлен весь спектр дополнительных образовательных услуг. Детей принимают без профессионального отбора, но в некоторых случаях необходимо медицинское разрешение (справка от педиатра). Часто дети, которые поначалу не проявляют особого рвения, через несколько лет благодаря трудолюбию и регулярным занятиям становятся яркими звездочками.
А детям обязательно нужно участвовать во всевозможных конкурсах, фестивалях. Сначала на уровне учреждения, затем города, республики и так далее. После таких успехов дети понимают, для чего они занимались, осознанно начинают работать. Конкурсы стимулируют развитие коллектива и ребенка.
— Количество кружков, которые одновременно может посещать ребенок, индивидуально. Думайте о здоровье ребенка, распределяйте его нагрузку таким образом, чтобы оставалось время на домашние задания и отдых. Есть немало случаев, когда ребята занимаются в трех-четырех кружках, успевая при этом успешно учиться в школе. Но, как правило, выбирают один или два кружка разной направленности. Хорошо сочетать что-нибудь подвижное (спорт или танцы) с художественным творчеством, например.
— Конечно, важно географическое положение. Надо думать, как ребенок будет самостоятельно ходить на занятия. Некоторые родители специально возят детей, но это единичные случаи. Во всех районах и городах республики есть центры детского творчества, информация о которых находится в открытом доступе. Лицензии на образовательную деятельность можно увидеть на сайте или на информационных стендах заведения. Но в первую очередь нужно смотреть на педагога. Помимо профессиональных качеств, он еще должен быть личностью, умеющей сплотить детский коллектив, «зажечь» в своих воспитанниках искру. Ознакомьтесь с его достижениями, отзывами о нем. Если же это молодой специалист, но в течение первого года деятельности он сумел сформировать и сохранить детский коллектив, то это верный признак того, что он может работать с детьми.
Пусть будет больше дворцов творчества и частных организаций. Дополнительное образование часто определяет в дальнейшем и профессию, и любовь к творчеству, вместе с образованием дети здесь получают воспитание, основу культуры. Получают возможность быть счастливыми, занимаясь творчеством.
Дети восприимчивы ко всем видам творчества. Так, по мнению преподавателей сольфеджио, нет людей, у которых отсутствует музыкальный слух или чувство ритма, главное — развить эти способности. Видимо, поэтому малыши весьма охотно поют и танцуют. Традиционно в музыкальные школы учеников набирают с шести-семи лет. Не беда, если вдруг проснется потребность в музыкальном самовыражении чуть позже. Курс игры, например, на классической гитаре осваивают за пять классов, поэтому поступить в школу можно и в 12 лет.
Стоит ли в раннем детском возрасте уделять серьезное внимание музыкальным занятиям? Результаты от таких упражнений, прямо скажем, сомнительные (если ваш ребенок не Моцарт). И есть опасность, что дитя просто- напросто «перегорит» в своем стремлении музицировать и в более осознанные годы уже не захочет возвращаться к надоевшему занятию.
Касательно танцев. Уж они, кажется, точно никому не навредят в любом возрасте.
— В принципе, в три-четыре года можно начать танцевать, — рассказывает заслуженный работник культуры РБ Наталья Маркидонова. — Но ждать особых результатов не стоит. Обучение в этом возрасте идет очень медленными темпами. К полноценным коллективным занятиям танцами дети физически и психологически готовы лишь к шести-семи годам.
Хореограф подчеркивает: танцы дают ребенку колоссальное физическое развитие, улучшается координация движений, развивается память. Сегодня детей часто приводят в танцевальные кружки, что называется, по медицинским показаниям. Таким образом борются с подростковым сколиозом.
— Но главное, — считает Наталья Маркидонова, — чтобы дети получали от творчества эстетическое удовольствие.
Между тем, если родители в будущем видят своих чад на профессиональной сцене, то следует знать, что педагоги в хореографических училищах предпочитают набирать детей, не занимавшихся в каких-либо студиях. У каждого хореографа своя методика, и проще начать обучение с чистого листа, нежели переучивать ученика.