-13 °С
Облачно
ВКОК
Все новости
Образование
14 Сентября 2018, 13:15

Утром в школу, днём в кружок

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОСУГ РЕБЁНКА ??? Начался новый учебный год. А помимо школы и детского сада, существует множество кружков и секций на любой вкус. Как выбрать наиболее подходящее занятие для вашего ребёнка? Об этом мы беседуем с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Уфимского городского Дворца детского творчества им. В.М. Комарова Светланой Самойловой.



— Как помочь ребёнку в выборе дополнительного занятия?

— Чтобы определить интересы ребенка, его наклонности и таланты, нужно еще в дошкольном возрасте дать ему возможность проявить свои способности, но в небольшом объеме. Далее ребенок сориентируется, что ему ближе, и сам определит, например, будет ли это спорт, вокал или хореография. Как правило, в городских и районных домах детского творчества представлен весь спектр дополнительных образовательных услуг. Детей принимают без профессионального отбора, но в некоторых случаях необходимо медицинское разрешение (справка от педиатра). Часто дети, которые поначалу не проявляют особого рвения, через несколько лет благодаря трудолюбию и регулярным занятиям становятся яркими звездочками.

— Как сделать так, чтобы ребёнок не потерял интерес к занятиям?
— Нужно исходить из потребностей своего ребенка и понимать, что он на самом деле хочет. Всячески поощрять любые его начинания и ни в коем случае не критиковать, если что-то не получается. Важна тесная связь родителей и педагога. Кроме того, ребенок начинает более серьезно относиться к дополнительным занятиям, когда он видит результат своего труда, добивается первых успехов. Это может быть поделка, положительно оцененная на выставке, медаль на соревнованиях, роль в пьесе и так далее. А чтобы привить ребенку организованность, его нужно приучить к режиму. Он должен не опаздывать на занятия, соблюдать определенные требования к внешнему виду, выполнять задания. Регулярность и режим вырабатывают привычку. И серьезное отношение педагогов к своей работе также формирует серьезное отношение к занятиям у ребенка.

А детям обязательно нужно участвовать во всевозможных конкурсах, фестивалях. Сначала на уровне учреждения, затем города, республики и так далее. После таких успехов дети понимают, для чего они занимались, осознанно начинают работать. Конкурсы стимулируют развитие коллектива и ребенка.

— Какая должна быть наиболее оптимальная нагрузка — сколько кружков может посещать ребенок без ущерба для здоровья?

— Количество кружков, которые одновременно может посещать ребенок, индивидуально. Думайте о здоровье ребенка, распределяйте его нагрузку таким образом, чтобы оставалось время на домашние задания и отдых. Есть немало случаев, когда ребята занимаются в трех-четырех кружках, успевая при этом успешно учиться в школе. Но, как правило, выбирают один или два кружка разной направленности. Хорошо сочетать что-нибудь подвижное (спорт или танцы) с художественным творчеством, например.

— На что следует обращать внимание, выбирая заведение и педагога?

— Конечно, важно географическое положение. Надо думать, как ребенок будет самостоятельно ходить на занятия. Некоторые родители специально возят детей, но это единичные случаи. Во всех районах и городах республики есть центры детского творчества, информация о которых находится в открытом доступе. Лицензии на образовательную деятельность можно увидеть на сайте или на информационных стендах заведения. Но в первую очередь нужно смотреть на педагога. Помимо профессиональных качеств, он еще должен быть личностью, умеющей сплотить детский коллектив, «зажечь» в своих воспитанниках искру. Ознакомьтесь с его достижениями, отзывами о нем. Если же это молодой специалист, но в течение первого года деятельности он сумел сформировать и сохранить детский коллектив, то это верный признак того, что он может работать с детьми.

Пусть будет больше дворцов творчества и частных организаций. Дополнительное образование часто определяет в дальнейшем и профессию, и любовь к творчеству, вместе с образованием дети здесь получают воспитание, основу культуры. Получают возможность быть счастливыми, занимаясь творчеством.

Все дети талантливы

Дети восприимчивы ко всем видам творчества. Так, по мнению преподавателей сольфеджио, нет людей, у которых отсутствует музыкальный слух или чувство ритма, главное — развить эти способности. Видимо, поэтому малыши весьма охотно поют и танцуют. Традиционно в музыкальные школы учеников набирают с шести-семи лет. Не беда, если вдруг проснется потребность в музыкальном самовыражении чуть позже. Курс игры, например, на классической гитаре осваивают за пять классов, поэтому поступить в школу можно и в 12 лет.

Стоит ли в раннем детском возрасте уделять серьезное внимание музыкальным занятиям? Результаты от таких упражнений, прямо скажем, сомнительные (если ваш ребенок не Моцарт). И есть опасность, что дитя просто- напросто «перегорит» в своем стремлении музицировать и в более осознанные годы уже не захочет возвращаться к надоевшему занятию.

Касательно танцев. Уж они, кажется, точно никому не навредят в любом возрасте.

— В принципе, в три-четыре года можно начать танцевать, — рассказывает заслуженный работник культуры РБ Наталья Маркидонова. — Но ждать особых результатов не стоит. Обучение в этом возрасте идет очень медленными темпами. К полноценным коллективным занятиям танцами дети физически и психологически готовы лишь к шести-семи годам.

Хореограф подчеркивает: танцы дают ребенку колоссальное физическое развитие, улучшается координация движений, развивается память. Сегодня детей часто приводят в танцевальные кружки, что называется, по медицинским показаниям. Таким образом борются с подростковым сколиозом.

— Но главное, — считает Наталья Маркидонова, — чтобы дети получали от творчества эстетическое удовольствие.

Между тем, если родители в будущем видят своих чад на профессиональной сцене, то следует знать, что педагоги в хореографических училищах предпочитают набирать детей, не занимавшихся в каких-либо студиях. У каждого хореографа своя методика, и проще начать обучение с чистого листа, нежели переучивать ученика.

Стремление родителей с ранних лет приобщить детей к спорту также вполне объяснимо. Физические упражнения укрепляют здоровье, дисциплинируют и воспитывают характер. Однако любой вид спорта травматичен. К тому же маленькие дети могут испытывать, кроме физических нагрузок, еще и психологическое давление — как со стороны тренера, так и со стороны родителей. Здесь, как нигде, важен принцип «всему свое время». Психологи советуют не отдавать ребенка в ту или иную спортивную секцию для решения проблем со здоровьем, поскольку он будет изначально чувствовать себя ущербно на фоне физически развитых сверстников.

Материал подготовлен редакцией ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан»

Читайте нас: