К 75-летию Победы
Две похоронки на одну судьбу
Весной 1943 года к Багаутдиновым вошла девушка с бумажкой в руках. Вскоре вся семья узнала о том, что в дом пришла повестка – идти на фронт. Год назад с этого же двора на войну ушёл старший сын Минемурза, у него остались жена и пятеро детей. И вот настал день расставаться со вторым сыном Гильметдином. Плакали женщины и дети, больше всего не хотела отпускать его мать Минзиган, ведь у неё, кроме внуков, никого не оставалось. Попрощавшись на ходу, 18-летний парень легко запрыгнул на тележку, и воз с лошадью тронулся в сторону Стерлитамака.
Эти воспоминания нахлынули на Гильметдина Багаутдинова три года спустя, когда он шёл по улице родной деревни Ибракаево и достиг того места, где прощался с семьёй. Яркое мартовское солнце слепило глаза и грело лицо. А ведь он уже забыл, каково это радоваться очередному наступлению весны. На войне не было ни дня, ни ночи, вечный серый мрак и постоянное чувство голода. Но жажда выжить и вернуться домой никогда не покидали его солдатский дух. Отголоски боёв и страшных событий не оставили на теле фронтовика ни одного живого места. Самое тяжёлое ранение он получил в Сумской (ныне Киевской) области, после которого попал в госпиталь. На этот раз не обошлось, множество мелких осколков застряли в его теле и частенько напоминали о себе.
Гильметдин открыл калитку и вошёл в отчий двор, где находились два дома. В одном из них жила семья старшего брата, а в другом он вырос и жил до войны. Отсюда мальчишкой бегал в школу, закончил четыре класса. В первую очередь ему захотелось постучаться в двери к брату. На войне в его душе таилась надежда на встречу с ним до тех пор, пока из дома не пришла весточка. Близкие поделились печальным известием, написали ему, что Минемурза пропал без вести, но он всё равно продолжал надеяться.
Судьба сыграла злую шутку и с самим Гильметдином, за три года его мама Минзиган получила на него две похоронки. Первую в ноябре 1943 года, вторую в октябре 1944 года. Тяжёлый боевой путь прошёл Гильметдин Гизетдинович в составе 800 стрелкового полка 143 стрелковой дивизии. За проявление мужества и отваги награждён медалью «За Отвагу». Вот выписка из приказа № 42н от 10 октября 1943 года:
«От имени Президиума Верховного Совета Союза СССР наградить медалью «За Отвагу» Багаутдинова Гильметдина Гизетдиновича за то, что он 8 октября 1943 года в бою за населённый пункт Сарановка Сумской области из личного оружия в группе стрелков уничтожил пять немецких солдат и личным примером увлёк остальных бойцов на боевые подвиги».
Радостная весть о нежданном возвращении «похороненного» сына разлетелась по всей деревне. Из-за нелепой ошибки в документах, горестные слёзы матери Гильметдина превратились в радостные, их дом озарился счастьем.
Переход на мирное время стал долгим и хлопотным. В колхозе в основном трудились женщины и подростки, а хозяйство необходимо было поднимать и восстанавливать. Председатель ибракаевского колхоза «Ярыш» Каюм Аллагулов назначил Гильметдина бригадиром и не прогадал. Вчерашний фронтовик в деле был не только суров и горяч, но и человечен. Он хорошо знал цену мирной жизни и раздирающего чувства лютого голода. У него щемило сердце, когда он видел, как тяжело приходится односельчанам в послевоенные годы. Поэтому ко всем относился с пониманием. Если просил скотника привезти силос на ферму, то мешок с кормом ему разрешал забрать и для собственной скотины. Ни одна коллективная работа не обходилась без участия бригадира. Вместе с другими колхозниками он переживал за скот, посев зерновых и сбор урожая. Во всём чувствовалась его ответственность, никогда не оставался в стороне.
В декабре 1948 года ему едва удалось избежать гибели. В ту пору стояла холодная зима. Шестеро местных мужчин на лошадях отправились за сеном в лес. Разыгрался сильный буран и им пришлось заночевать под стогом сена, никто из них уже не надеялся выжить. Но судьба в очередной раз уберегла Гильметдина от смерти. В 1949 году он женился. Хорошей спутницей ему стала девушка с красивым именем Шамсибадар, маленького росточка, улыбчивая шутница из Максютова. Вместе они воспитали шестерых детей. В 1969 году семья переехала в новый дом, в котором всегда было многолюдно. Первый телефон и телевизор в деревне появились у Багаутдиновых. Посмотреть на эти диковинки собиралась все сельчане и детвора. Гильметдин очень любил детей, но играть в «войну» им не позволял. Видимо, не хотел, чтобы дети превращали в игру самое страшное, что есть на земле. Военные раны мучили Гильметдина Гизетдиновича всю жизнь. У него сильно болела спина, осколки напоминали о себе постоянно. Самый большой из них сидел в грудной клетке. Умер он в апреле 1981 года после операции.
Человек, участвовавший в двух войнах. Его боевой путь начался в Стерлитамаке и закончился в Берлине. В августе 1945 года вместе с другими участниками советско-японской войны он преодолел Хинганский хребет. Домой вернулся с медалями и орденами. Да, он уцелел вопреки двум похоронкам, кроме того нашёл в себе силы открыть третье дыхание и прожить ещё одну жизнь.
Фото из семейного альбома.