-16 °С
Облачно
ВКОК
Все новости
Память
19 Марта 2020, 11:45

ОХРАНЯЯ НЕБО ХРУПКИМИ РУКАМИ

Юная девушка из башкирской глубинки охраняла небо хрупкими руками почти всю войну. К сожалению, не хватило несколько дней для того, чтобы она увидела его мирным, спокойным и чистым. Ей так хотелось вернуться на Родину, взобраться на склон и пробежаться вниз по дороге, ведущей к родному Каранаю, для того чтобы обнять мать и расцеловать младших брата и сестру.

Материал для этой статьи я собирала очень осторожно, вслушиваясь в каждое слово тех, с кем пришлось общаться, сопоставляя факты с рассказами свидетелей. А подтолкнул меня к его написанию мой отец, который смог разыскать без вести пропавших на войне земляков на сайте Министерства обороны obd-memorial.ru. Среди них моё внимание привлекла юная башкирка Зубарзят Баимова. По обнародованным документам военного архива она считалась пропавшей без вести в 1945 году. Я постаралась выстроить цепочку событий из отрезка её недолгой жизни. Умерла она в самом расцвете сил, от полученных ран, в ту самую весну 1945 года, так и не узнав, что долгожданный день Победы был уже совсем близок.

Врезка: Приказ №58 наркома обороны Сталина от 25 марта 1942 года: «Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны за № ГОКО 1488сс от 25 марта 1942 г. в войска противовоздушной обороны территории страны ЦК ВЛКСМ к 10 апреля 1942 года мобилизуются 100 000 девушек-комсомолок для замены красноармейцев. Приказываю: 1. Призываемых девушек-комсомолок направить в войска ПВО территории страны для замены красноармейцев следующих специальностей: а) в зенитной артиллерии — прибористов, телефонистов, дальномерщиков, радистов, разведчиков-наблюдателей за воздухом, всего — 45 000 человек» б) в зенитно-пулемётных частях — связистов, 40 % пулемётчиков, разведчиков, всего — 3 000 человек; и т. д.».

Зубарзят родилась в 1922 году в деревне Яшель-куль. Вскоре семья переехала в Каранаево. Вместе с ней в доме росли младшие Заки и Флюра. До войны девушка работала на почте в Янгурчах. Их отец Газиз Баимов всегда занимал высокие должности. Вот какими воспоминаниями о нём со мной поделился долгожитель Каранаево Рашит Таймасов:

- Отец Зубарзят был партийным человеком, работал начальником в Аллагуватском управлении. Как началась война, одним из первых ушёл на фронт.

В сводной архивной информации он числится как пропавший без вести в ноябре 1941 года. Когда вышел приказ Сталина о наборе в ПВО девушек для замены красноармейцев, из Стерлибашевского района 5 мая 1942 года добровольно на фронт ушли 25 девушек. Среди них и Зубарзят Баимова.

На тот момент юным комсомолкам исполнилось 18 лет, что они понимали тогда в силу своего возраста? В день, когда их эшелон отправлялся в направлении Сталининграда, по радио передавали выступление матери Зои Космодемьянской. Наверное, именно её речь о героически погибшей дочери настраивала девушек на бесстрашие. Думаю, что Зубарзят к тому времени уже знала о без вести пропавшем отце. Ею двигало желание отомстить за него.

Боевой путь рядовой Баимовой прошёл в 14 отдельном радиобатальоне ВНОС. За годы войны данным подразделением ВНОС было передано 51 250 боевых донесений о воздушных и 3725 — о наземных целях противника. Эти сведения дошли до нас благодаря сохранившимся документам Министерства обороны. В именном списке безвозвратных потерь личного состава указано, что Зубарзят была наблюдателем (вела наблюдение за воздушным противником). Обученные девушки хорошо знали марки самолётов «фашистских стервятников». Умерла от ранений в мае 1945 года. Похоронена в городе Ломен (Польша).

После войны убитая горем мать Хадича, потерявшая на войне мужа и дочь, из-за страха преследования со стороны органов, ведь на тот момент оба числились без вести пропавшими закопала их письма с фронта и документы. В последующие годы, когда все подозрения с таких семей были сняты, она пожалела об этом поступке, но вернуть их вещи обратно уже не получилось. Документы и письма истлели в земле. Потеря родных и неизвестность нагоняли на женщину тоску и тревогу. В поисках душевного успокоения, взяв с собой внучку, она поехала к женщине, с которой воевала её дочь. Резеда Рафикова и есть та самая внучка, сегодня она живёт в Москве, но в её памяти навсегда остались детские воспоминания:

- Мы с бабушкой приехали в русскую деревню Безгин к Валентине Субочевой. Она рассказывала про то, как они воевали. При каких обстоятельствах умерла тётя и где она похоронена, – поделилась со мной племянница Зубарзят.

Ещё одним свидетелем встречи и непростого разговора женщин стала дочь Валентины Субочевой. Раиса Файзулина поведала о том, что её мама долго ждала родственников Зубарзят из Каранаево, была обеспокоена тем, что не успеет рассказать им о ней. У неё хранились фотографии с места захоронения в Польше, привезённые после встреч с однополчанами. При долгожданной встрече она отдала их Хадиче Баимовой.

- Они долго не могли наговориться, плакали и успокаивали друг друга. Я до сих пор помню красный плащ бабушки Хадичи. Мама трогательно хранила память о Зубарзят. Рассказывала, что она обладала волевым характером и смелостью. Красивая была. Вообще, по отзывам мамы, девчонки из Башкирии отличались сплочённостью и отзывчивостью, – поделилась своими воспоминаниями Раиса Васильевна.

Юная девушка из башкирской глубинки охраняла небо хрупкими руками почти всю войну. К сожалению, не хватило несколько дней для того, чтобы она увидела его мирным, спокойным и чистым. Ей так хотелось вернуться на Родину, взобраться на склон и пробежаться вниз по дороге, ведущей к родному Каранаю, для того чтобы обнять мать и расцеловать младших брата и сестру.

Фото из семейного альбома.

Читайте нас: