+11 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Память
7 Апреля 2022, 12:12

И вновь в строю...теперь Бессмертного полка

Судьба каждого человека – это целая история, особый мир, о которой можно написать увлекательную книгу. А если это участник войны, перешагнувший 100-летний рубеж, даже если его сегодня нет рядом с нами, то тем более. Жизнь Разяпа Муратова из с.Куганакбаш была богатой на события. Она, как разноцветный ковёр, соткана из множества самых разных по значимости событий. О нём я и хочу рассказать нашим читателям.

И вновь в строю...теперь Бессмертного полка
И вновь в строю...теперь Бессмертного полка

Он, как и его сверстники, рождённые после Октябрьской революции прошлого столетия, пережил все катаклизмы, выпавшие на долю того поколения. Но самой страшной из них, по его словам, была Великая Отечественная война, участником которой был с самого её начала.

- Мы, деревенские парни, никуда дальше своего Куганакбаша не выезжавшие, попали в огненное пекло. Конечно, было страшно. Кругом рвались снаряды, на наших глазах погибали однополчане, иногда ночью от разрывов было светло, как днём. Но в нас была такая сильная вера в нашу победу. Мы знали, что победим. В любом случае! Между боями мечтали о встрече с родными и любимыми, как вернёмся в родные края, крепко прижмём их к груди, а потом вместе счастливо заживём…

Но путь к победе оказался трудным и долгим, длиною в целых четыре года. Всё начиналось на Дальнем Востоке, куда его призвали на службу в 1939 году. Служил связистом, а потом началась война. Воевал под Ленинградом, Москвой, на Украине, Белоруссии. В солдатских сапогах прошагал пол Европы.

- Освобождал также Польшу, Австрию, Чехославакию, Германию. В Краков не вошли. Он был заминирован и по замыслу немцев должен был взлететь на воздух, - неторопливо ведёт свой рассказ на магнитофонную ленту о своей военной судьбе около 20 лет назад Разяп Хайбрахманович. рассказ отца записала и бережно сохранила для внуков и правнуков дочь Фания, живущая в с.Куганакбаш. - Были кровопролитнейшие и жестокие бои в Германии. Дрезден, после сильной бомбардировки американцами, лежал в руинах. Фашисты, чувствуя свой скорый конец, яростно сражались за каждый дом. Мы же, желая быстрее добить врага в его логове и закончить войну, стремительно неслись вперёд. Не останавливало то, что приходилось форсировать речки, сутками питаться сухпайком, так как полевая кухня не поспевала за нами. Я был связистом роты управления. Про нас шла слава, что мы никогда не отступаем. Так и говорили: «Пришли связисты. Теперь начнётся наступление!»

Самое горькое на войне были не холод, не горечь поражений, а потеря боевых товарищей, особенно, в последние дни войны. Провоевать четыре года и погибнуть накануне или в день Победы. Это было так обидно! Со мной воевал парень из Гулюма Асхат Нагаев, погиб под Тихвином. Я пошёл за кашей, а он остался стоять около берёзы. Прихожу, а на том месте воронка после взрыва снаряда. Я до сих пор удивляюсь, как выжил, остался в живых в той войне. Может, спасли молитвы бабушки? Мне было 12 лет, когда умерла наша мама. И мы, четверо детей, остались сиротами, младшему из которых было шесть месяцев. Росли с мачехой. Бабушка сама была верующей и меня научила молитвам.

- Война она была разной, - продолжал Разяп Хайбрахманович. - Там были не только горе и потери, но и какие-то свои маленькие радости, смешные ситуации. Однополчане со временем становились роднее родных. Мы вместе в минуты затишья мечтали о том, как будем жить в мирное время, делились новостями из дома, полученными из писем… Были и комичные случаи. В нашей роте служил молоденький солдатик, которому часто выпадало дежурство. Так он в свободное от эфира время переписывался сразу с 40! девушками.

В Куганакбаш, уехавший безусым парнем, Разяп вернулся возмужавшим мужчиной. На его гимнастёрке блестели медали «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», медаль Жукова и другие. А дома… полная разруха. Сараи стоят без крыш, солому с них скормили скоту, люди истощены до предела непосильной работой, вши, голод…

Вчерашнему солдату пришлось, засучив рукава, поднимать разрушенное войной сельское хозяйство. Работал с утра до вечера. В 1946 году женился на местной девушке Райхане и вместе с ней создали дружную семью. В счастливом крепком браке родились семеро детей. Разяп Хайбрахманович трудился заместителем председателя колхоза, парторгом (у него 40 лет партийного стажа), председателем народного контроля и профсоюзов, а в последние годы на колхозной заправке.

- Бывало, ночами не спал, всё войну вспоминал, - рассказывал он. - Как под Ленинградом, в болотах сутками без еды лежали, подложив ветки. Тогда фашисты сначала бомбили нас, потом вооружённые до зубов немецкие парашютисты расстреливали всех, кто попадётся на их пути. Вооружение у нас тогда, в начале войны, было слабое, винтовка да десяток патронов. Мы голодали, мёрзли… Не дай, Всевышний, нашим детям и внукам испытать подобное.

Сейчас жизнь замечательная. Не рвутся снаряды, мы живём в добротных домах, можем держать столько скота, сколько хотим. А ведь были времена, когда, несмотря на то, что нас в семье было девять человек, не разрешали держать больше одной коровы. Для того, чтобы зарезать собственную овцу, приходилось просить разрешение у властей. А сейчас - рай на земле. Мы, ветераны, прошедшие войну, как никто другой понимаем это. Жаль, что некоторые, особенно определённая часть молодёжи, не ценят, что имеют. Ленятся трудиться. А ведь в большинстве случаев только от нас самих зависит, как сложится наша судьба.

- В 1985 году папу наградили турпутёвкой в Германию, - рассказывает Фания апа. - Пробыл там 10 дней, приехал довольным, привёз всем подарки. И удивлялся, как немцы сумели так всё хорошо отстроить после войны. Его часто звали выступать в канун Победы в местную школу. Никогда не отказывался, считал, что дети обязательно должны знать свою историю и чтобы ужасы войны никогда не повторились.

Умер папа в 2004 году, в 83 года. В минувшем году ему бы исполнилось 100 лет. Мама пережила его на 9 лет…

Фания апа бережно хранит не только документы родителей (её мама награждена медалью «Материнская слава») и их награды, но даже документы своего деда. А магнитофонная запись, где он рассказывает о себе, занимает особое место в сокровищнице семейных реликвий. Она должна была прозвучать в радиоэфире республики накануне 9 мая в 2004 году. Но, к сожалению, фронтовик так и не успел её услышать. Совсем немного не дожил до победного мая.

Сегодня живы шесть из семи детей Муратовых. У всех у них семьи, дети, внуки, правнуки. Живут хорошо. Двое из них, в родном Куганакбаше. Ныне покойный Рафис Разяпович  был передовым механизатором в СПК имени Ленина, его супруга Забира долгие годы проработала управделами администрации Куганакбашского сельского поселения. Фания апа с супругом Хамидуллой, поведавшая мне об отце, 15 лет проработали на Севере. А затем, приехав на свою малую родину, построили большой двухэтажный дом напротив родительского. Обшитый жёлтым профнастилом, он, как яркое солнышко, украшает улицу. Могучие ели и множество плодовых деревьев, различных цветов во дворе, придают ему ещё большую красоту. Внутри очень уютно, есть все удобства.

Вот так, храня светлую память о родителях - отце-фронтовике и маме, воспитавшей семерых детей, достойно живут их дети.

По традиции, 9 мая, они с их фотографиями, пройдут по улицам, по которым когда-то шагали старшие Муратовы. И их родители, будут в рядах «Бессмертного полка». Потому что их подвиг - и фронтовиков, и тружеников тыла - бессмертен. И мы, их потомки, будем всегда помнить об этом, и чтить их.

Фото из семейного альбома МУРАТОВЫХ.

Автор:Райса Мусина
Читайте нас: