+1 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Память
29 Апреля 2022, 09:38

И столько светлых дел от большой души

В тот июльский день бывший председатель колхоза «Урал» Маряк Шарипов ещё раз крепко пожал руку Латыпову. - Ну, давай, удачи тебе. Двигай хозяйство. Сам Маряк Нигматзянович переехал в Стерлитамак, где стал директором плодопитомнического совхоза. А у Мидхата – первый сезон в качестве руководителя. Сезон далеко непростой. Наверное, присматривались к нему, новому председателю - человеку, как говорится, со стороны. Да и он, разумеется, приглядывался. А хлопот вон сколько – уйма. Но дело в целом шло. Корма заготовили. Хлеба тоже своевременно убрали. Зябь вспахали. Фермы к зимовке подготовили.

Как-то позвонил председатель Бакеевского сельсовета Набиулла Даминев.

- Ну, как у тебя всё хорошо? – поинтересовался он.

- Пока вроде неплохо, - ответил Мидхат.

- Вот и ладно. Пусть и дальше так будет, - пожелал Набиулла Хабибуллович. – К тебе доверие должно быть. Биография прекрасная.

Ветеран знал, что говорил. Умел разбираться в людях.

А биография Латыпова – вот она.

Родился в д.Давлеткулово Кугарчинского района. Отец, вернувшийся с войны после тяжёлых ранений, скончался через девять дней после рождения сына, не успел даже подержать своего малыша на руках.

В соседнем селе Мидхат окончил среднюю школу. На работу устроился. Затем – в армию. Служил три года.

- Куда теперь? – поинтересовалась мать.

- Хочу поработать на буровой установке, - отвечал Мидхат.

- А учиться, что, не думаешь?

- Потом.

Это «потом» наступило, когда ему было 24 года. В сельхозинститут пошёл Мидхат. Учиться на зоотехника. Во время студенчества женился. Супругой стала Фарзия - тоже из Кугарчинского района.

И вот диплом на руках.

Распределительная комиссия вынесла решение:

- Направляем в Стерлибашевский район.

Более конкретное решение прозвучало из уст первого секретаря райкома партии Барыя Араслангулова.

- В колхоз «Правда», главным зоотехником.

Набиулла Даминев, четверть века проработавший здесь председателем, был очень рад.

- Берись за дела. А их у тебя будет много. Производство надо поднимать. Жильё выделим.

Через месяц переехали в Бакеево Фарзия и трехлетняя дочь Зульфира.

Секретарём парторганизации хозяйства был Фарит Вахитов, тоже зоотехник по образованию, а по возрасту только на год младше Латыпова. Через три года Фарит Мансафович стал председателем. Отметим: прекрасным председателем.

Была мечта – сделать животноводство высокорентабельным. Шли к этому.

Как-то передовая доярка Саима Валиева, как обычно, пришла в контору получать зарплату.

- На этот раз денег у тебя много, - улыбнулась кассирша. – Это наравне с лучшими механизаторами.

Крепко удивилась Саима Саляховна, пошла в другой кабинет к экономисту.

- Денег, как говорят, много не бывает, - завела она беседу. – Но всё-таки, может, ошибочка вышла. А вдруг потом вычтут.

- Ничего подобного, - успокоил её экономист, - Ты же сама видишь, условия труда улучшаются, идёт обновление дойного стада. Уровень производства молока и мяса намного повысили, и в то же время снизили себестоимость.

- А раз так, поднялась рентабельность производства, - разъяснял далее экономист. – Значит, больше стало чистой прибыли, появилась возможность поднять зарплату. Так что надаивайте больше молока.

- Будем стараться, - улыбнулась Саима Саляховна.

Только за бортом этого разговора осталось то, что главный организатор животноводческого производства Мидхат Латыпов зарплату получает меньше, чем лучшие доярки и скотники. Так везде было предусмотрено. Сам Латыпов этому факту абсолютно не огорчался. Даже радовался: пусть у трудяг будет достойная оценка итогов их работы.

Время, казалось шло незаметно. Встаёшь в самую рань. Надо объехать объекты, убедиться, всё ли в порядке.

В 1983 году однажды Фарит Мансафович после утренней планёрки попросил Мидхата Абдрахмановича.

- Останься ещё на пять минут.

Чуть помолчав, продолжил разговор.

- Сегодня тебе надо поехать в райком партии. И сразу к первому секретарю.

- Зачем?

- Там скажут, - улыбнулся Фарит Мансафович.

В кабинете первого разговор получился даже без предисловий.

- Решили предложить тебе должность председателя колхоза «Урал», - сказал Барый Араслангулов.

- Как так? – удивился Латыпов. - А местное население что скажет?

- Не сомневайся, одобрят, - сказал сидевший в этом же кабинете председатель райисполкома Иван Бушин.

Созвали в Янгурчах собрание. Действительно, одобрили. А механизатор Шарифьян Назаров, когда выслушали биографию кандидата, высказался кратко, словно от имени всех.

- Видно, трудяга. Думаю, будет крепким руководителем.

Так Латыпов начал втягиваться в новое для себя дело. Председательская ноша – нелёгкая. Об этом Мидхат Абдрахманович и раньше знал, но теперь, как говорится, на себе стал испытывать.

Самым подробным образом ознакомился со всеми производственным объектами. Беседовал с колхозниками. К нему, спокойному по характеру, уравновешенному, с деловыми качествами, люди начали проникаться уважением. Делились своими размышлениями.

В хозяйстве были четыре фермы – две молочнотоварные, свиноводческая и овцеводческая.

Каранаевская овцеферма являлась одной из лучших в районе. Здесь получали ежегодно по 110-112 ягнят в расчёте на 100 маток, добивались высокой сохранности молодняка. Эти традиции предстояло сохранять, о чём и сами чабаны высказывались.

Но на других фермах возникали вопросы, связанные с необходимостью улучшения организации дел, повышения уровня производства продукции. Были вопросы и в растениеводческой отрасли. В ходе обсуждения деловые предложения высказывали секретарь партбюро Рафис Батталов, зоотехник Фаил Идрисов, экономист Валерий Мирхайдаров, агроном Тимерхан Салимов, заведующий Гулюмовской фермой Хайдар Сахибгареев и другие.

В апреле 1985 года председатель завёл с Фаилом Идрисовым несколько необычной разговор.

- Дальний путь тебе предстоит, - улыбчиво сказал Мидхат Абдрахманович.

- Это куда ещё? - спросил несколько настороженно Идрисов.

- Группа представителей нашего района поедет по туристической путевке на Кубу, в неё включён и ты, - пояснил председатель. – Так что готовься.

Съездил Идрисов, и потом снова энергично взялся за свои дела.

Тот год оказался памятным и для самого председателя, и для агронома Салимова. Почва здесь по своему природному качественному составу беднее, чем в других хозяйствах, но всё же собрали сравнительно хороший урожай зерновых культур. Выполнили социалистическое обязательство (было тогда и такое) по продаже хлеба государству. Уральцев чествовали на районном уровне. А председатель через два дня направился в поле, где четыре комбайна вели обмолот последних гектаров. Взмахом руки попросил остановиться Шарифьяна Назарова. Показал ему первую страницу «Советской Башкирии».

- Вот смотри, тут написано, что за высокие показатели на уборке урожая ты занесён на Доску почёта республиканских газет.

- Да ладно, - засмущался Шарифьян. – В такое время никому плохо работать, наверное, не хочется.

Затем добавил:

- Вместе со мной ещё и сын Фанис трудится.

- Знаю, - ответил председатель. - Ему тоже благодарность, и всем другим участникам жатвы тоже.

Случалось, возникали и финансовые затруднения, но они решались, и в целом хозяйство двигалось вперёд. Были радующие перемены в животноводчестве. На обеих молочных фермах – Янгурчинской и Гулюмовской обновляли дойное стадо. Кормовую базу укрепляли. Приобретали новую технику для растениеводческой отрасли. Слаженно действовала в целом команда специалистов. А когда в делах порядок, у членов трудовых коллективов тоже на душе спокойнее.

Ведь и зарплата поднималась.

- Мы довольны таким положением, - откровенно сказали однажды председателю доярки Асия Газизуллина, Флюра Ганиева и Таусиля Мустафина.

А заведующий Гулюмовской фермой Хайдар Сахибгареев высказался на колхозном собрании так:

- Шагай, председатель, таким же курсом.

Он и шагал. За счёт средств колхоза велось строительство не только производственных, но и объектов социального назначения. И всё это – на радость людям.

Ряд лет отстающим участком была свиноферма. Построили здесь новый свинарник – маточник с прекрасными условиями – показатели шагнули вперёд. В числе особо значимых дел также – строительство десяти домов для колхозников, а также медпункта, магазина, столовой и других объектов.

А сколько дум передумалось, когда встали вопросы газификации. Ведь надо было не выпадать из общего ритма, а значит – принимать оперативные решения. И сколько радостей появилось у янгурчинцев, гулюмовцев и каранаевцев, когда к ним пришло голубое топливо.

Весьма плодотворно руководил этим хозяйстовом Мидхат Абдрахманович пятнадцать лет. В 1998 году его назначили на должность председателя Янгурчинского сельсовета, главы сельской администрации.

- Жалко, конечно, расставаться с таким руководителем хозяйства, - говорили передовые механизаторы Вахит Ганиев и Сарвар Абубакиров. – Но думаем, что и на новом месте он будет таким же энергичным.

Так и было.

А сколько хлопот и забот у сельского главы? С людьми надо деликатно беседовать, вникать в разные вопросы, помогать в меру возможностей. И он помогал. Дела по благоустройству тоже были на первом плане. Высаживались деревья, ремонтировались некоторые места и обретали тем самым красоту. На улицах уложили асфальт.

А о себе не думал.

В один из апрельских дней 2002 года Мидхат Абдрахманович почувствовал себя неважно.

- Давай поедем в райбольницу на приём к врачу, - сказали Фарзия Рафиковна и дочь Зульфира.

- Так ведь завтра надо провести сход населения, - отклонил эту мысль Латыпов.

А утром его сердце остановилось.

Было ему 55 лет.

Прощалось с ним не только всё село, но и коллеги, друзья из других мест.

Хоронить поехали в его родную деревню. Выехала большая делегация, в составе которой были глава администрации района Фарит Каюпов, начальник районного управления сельского хозяйства Радик Каримов, руководители ряда сельсоветов и хозяйств.

Во время прощания Фарит Гараевич, отметив заслуги Латыпова, обобщил:

- Эта личность тоже оставила большой след в истории нашего района.

… В прошлом году в возрасте 70 лет скончалась и Фарзия Рафиковна. Её похоронили тоже рядом с мужем.

При жизни Мидхат Абдрахманович (как и супруга тоже) был рад за своих детей – двух дочерей. А сейчас, наверное, ещё больше бы гордился. У Зульфиры два высших образования – физико-математический факультет и юридический. Большой педагогический стаж в своём селе. Сейчас она – руководитель Янгурчинского филиала Стерлибашевской средней школы №2. У младшей, Эльвиры, тоже институтский диплом. Работает в нефтегазовом комплексе г.Мегион.

… И вот снова апрель. С янгурчинских холмов и ближних садов опять доносятся трели соловья – словно олицетворение памяти о людях большой души. В том числе и о Латыпове.

Мансур ГИЗАТУЛЛИН.

Фото из семейного альбома.

И столько светлых дел от большой души
И столько светлых дел от большой души
Автор:Рустам Ягафаров
Читайте нас: