+18 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Общие статьи
22 Февраля 2023, 20:11

Шли истребители в бой

Сам удивляюсь, как сохранились эти уже пожелтевшие рукописи 1997 года в старой папке. Предназначался  этот материла для газеты «Известия Башкорстана» (в своё время я два с половиной года был её нештатным собкором), но по каким-то причинам он не ушёл в Уфу. Чему обиделся журналист Вячеслав Егоров (наш, кстати, земляк – уроженец с.Тятербаш) – именно он заказывал данную зарисовку. Терять такой труд вообще-то не хочется, потому предлагаю его сегодняшним читателям районной газеты. В знак памяти о фронтовиках. Они были скромными, но в тоже время великими по своим делам.

Шли истребители в бой
Шли истребители в бой

Говорят, весна всех равняет и радует: и старых, и малых. Молодым она дарит надежду, а старых волнует вечным обновлением земли. «Ещё одна весна пришла, - думают старики. – Значит, увижу снова, как первая травка начнёт пробиваться, зацветут потом сирень и черёмуха, защёлкают соловьи…»

Вот и Хайдар Салимович Булатов из Нового Калкаша, глянув через окно своего дома на тающие снега,  тихо сказал.

- Апрельская погода в наступление идёт. Скоро сеять начнут. А там, смотришь, и сенокос придёт, уборочные хлопоты подойдут. Когда-то во всех этих делах я тоже активно участвовал, сил не жалел.

Однако разговор наш перекидывается на другую тему.

- В тридцать восьмом году я в армию уходил в осеннюю пору, - продолжает Хайдар Салимович. – Хлеба убрали, к зиме готовились… Мне тогда было двадцать два.

Воспоминания волнуют ветерана.

…Попал через год Булатов на финскую войну. Участвовал в прорыве линии Маннергейма.  Получил ранение.


После лечения в Харьковском госпитале направили в школу авиационных техников.

Войну встретил в Прибалтике – в 15 километрах от границы. Где-то ближе к рассвету на полевой аэродром обрушились бомбы. Отступали вместе с пограничниками. Попали в окружение. Вырвались.

Вся дальнейшая фронтовая жизнь Булатова была связана с 438-м истребительным авиационным полком (позднее переименованным в 212-й гвардейский), входившем в состав 2-й воздушной армии.

Хайдар Салимович взял из шкафа две объёмистые книги и положил передо мной.

- В них и обо мне говорится…

Первая книга – «Жизнь – вечный взлёт». Т.Кожевникова. Москва. Издательство «Молодая гвардия». 1972 год. Вторая – «Песнь высоты». Автор та же. Москва. Издательство ДОСААФ СССР. 1980 год.

- История такова, - продолжает Хайдар Салимович. – Однажды приехал сын Тагир. Он в городе живёт. Протягивает книгу, улыбается радостно. Случайно, говорит, в библиотеке наткнулся. Тут про ваш полк и о тебе рассказывают.

В 1975 году Булатов получил из Москвы приглашение на встречу ветеранов своей авиадивизии. Поехал вместе с супругой Марьям Ишмухаметовной. Встретился со своими однополчанами, в том числе и с теми, с которыми прошёл всю войну – от начала до конца. Сколько было воспоминаний – и радостных, и горестных!

- Ездили в Москву на такую встречу и в 1980 году, - говорит Хайдар Салимович. – Тогда же автор подарила вот эту вторую книгу с дарственной надписью. Тамара Кожевникова в войну была старшим инженером нашего полка. Позднее увлеклась литературным трудом.

Искать мне нужные места в этих книгах долго не пришлось – они помечены карандашом.

«Под покровом ночи, укрыв самолёт брезентом или чехлом, при скудном освещении переноски, а порой и на ощупь проводился сложный ремонт. К утру, как правило, самолёт был готов к вылету, и лётчик шёл в бой. А вечером всё повторялось: вновь некоторые самолёты оказывались повреждёнными, а к утру из них надо сделать боевую единицу. Стояли,  как назло, небывалые для этих мест морозы. Ночью необходимо было прогревать моторы. На долю каждого техника приходилось по три-четыре самолёта. Пока прогреешь последний и быстро зачехлишь, первый уже остыл. И так всю ночь.

Очень хочется особо отметить инженеров, техников и мотористов Алексея Парамонова, Ивана Истомина, Николая Макарова, Хайдара Булатова, Юрия Кузина, Александра Бабаяна».

«Начались бои за Яссы, - продолжается текст. – Задолго до восхода солнца самолёты уходят в первый вылет. Из репродукторов шум, как в массовой сцене спектакля. Горючее на исходе. Время возвращаться домой, а на конец боя нет и намёка. На выручку поднялась вторая группа самолётов.

Вот Юра Кузин беспокойно перекладывает с места на место у капонира свёрнутые чехлы и сумки с инструментами.

Промасленный до костей Хайдар Булатов нервно покусывает ногти».

Это – из одной книги. А вот выдержка из другой.

«Каждый, затаив дыхание, ожидает свою машину. Самолёты садятся один за другим, и техники бегут к стоянкам, чтобы встретить своего командира.

Вот уже сели все, а на поле, растерянный, остался один техник Хайдар Булатов. Он стоит ещё несколько минут, всматриваясь в горизонт, и вдруг, оглянувшись по сторонам, срывается с места и бежит вдоль стоянки к ведомому его командира, молоденькому лётчику.

- Где мой командир? – спрашивает Булатов.

Лётчик смотрит в глаза технику и как-то виновато отвечает:

- Бой был, атаки со всех сторон, а мы к штурмовикам привязаны. Капитан сбил одного, начал разворачиваться, и тут один «мессер» по мне промахнулся,  а второй успел дать очередь по капитану. Загорелся он, кричу: «Прыгай, прыгай», а он ничего… так и  врезался.

Булатов несколько мгновений стоит молча и вдруг кричит:

- Пойду в пехоту, сам буду бить фашистов! Узнают, сволочи, Хайдара! – и грозит кулаками в сторону фронта.

Я подошла к технику и, чтобы вывести его из отчаяния, приказала:

- Быстрее на помощь третьей эскадрилье, через тридцать минут вылет!

Булатов с болью в глазах посмотрел на меня и вымолвил:

- Жаль мне капитана, ох, как жаль! Такого человека убили, гады…

- А вы думаете, мне не жаль? Но самолеты к вылету надо готовить срочно».

А вот портреты гвардии старшины Х.Булатова в обеих книгах. Вот он в группе авиатехников полка.

- А на этом снимке Герой Советского Союза капитан Егоров, - говорит Хайдар Салимович. – До конца войны я обслуживал его истребитель.

Он начал перечислять города, в освобождении которых участвовал их полк. Набирается много.

- Тяжёлыми были бои за Львов и Яссы, - вспоминал ветеран. – В нашем полку что ни лётчик, то ас. По всему фронту гремела слава Оборина, Кожевникова, Кузьмина, Егорова и других.

Х.Булатов был награждён орденом Красной Звезды, «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина».

Разные были эпизоды, ситуации. Некоторые неожиданные даже для военной поры. Вот, например, такой, о котором припомнил ветеран. История такова.

Полк перебросили в непосредственной район боёв. До передовой всего 4-5 километров. Сквозь гущу зелёной листвы слышны даже автоматные очереди.

На узком участке немцы прорвали оборону и устремились в образовавшуюся брешь.

Надо срочно перебазироваться на запасной аэродром. Самолёты взмыли вверх. Только истребитель командира эскадрильи гвардии капитана А.Егорова не мог взлететь: в последнем бою фашистский ас повредил фюзеляж.

- Сжечь! – был приказ.

- Слушаюсь.

Но Булатову было жаль эту машину, успевшую сделать всего три боевых вылета. Вместе с мотористом обсудили ситуацию. Решили: надо спасать.

Остановили выскочившую из леса грузовую автомашину. Немного повозившись, приладили на неё переднюю часть самолёта.

Но тут на шоссе, которое проходило в километре от них, показались немецкие танки.

Свернули в лес. По бездорожью, пробираясь через кустарник, отъехали километра три.  Машину и самолёт замаскировали. Заняли оборону. Рядом рвались снаряды.

Фашисты к вечеру начали отступать.

Командир эскадрильи встретил Булатова хмуро.

- Почему не выполнили приказ?

- Виноват, товарищ гвардии капитан.

- Ты понимаешь, что тебя за это ждёт? – Егоров нервно зашагал.

«Неужели такой конец? – больно отозвалось сердце механика. – Почти всю войну прошли бок о бок. Сам же в 1943-м рекомендовал в партию».

Но капитан, взяв себя в руки, вдруг спросил:

- Скажи, старшина, если бы вторично пришлось выполнить этот же приказ, то что бы ты стал делать?

- Жаль боевую машину.

Тот ругнулся и, повернувшись, направился к штабной землянке.

- Пойдёшь под трибунал!

Наступил следующий день. Весть личный состав эскадрильи выстроился у штабной землянки. Командир полка Герой Советского Союза подполковник А.Оборин скомандовал:

- Гвардии старшина Булатов, выйти из строя!

Хайдар вышел.

- За спасение боевого самолёта, проявленную при этом храбрость и смекалку представляю вас к награждению орденом Красной Звезды.

- Служу Советскому Союзу!

… А вообще-то сколько испытаний, переживаний выпало на долю солдата! Часто авиаполк вынужден был базироваться вблизи передовой. Огромный риск! Аэродромы обстреливались дальнобойными орудиями. Грохотали разрывы, свистели горячие стальные осколки, сыпалась поднятая взрывом дымящаяся земля. Полыхало зарево пожаров. Горели самолёты. Гибли авиатехники. Сплошной ад. При этом нужно спешить и успеть сменить аэродром до повторного налёта. Одни тушат пожары, другие грузят на машины имущество, чтобы увезти его. Оставшиеся самолёты перелетают на другое место.

Нередко весь день без передышки восстанавливали повреждённые самолёты.

Хайдар Салимович прервал свои воспоминания.

Прошу у него взять эти книги на несколько дней с собой. Вижу, он колеблется. Я понимаю, как они дороги старому солдату.

- Ладно, - согласился затем ветеран. – Есть у меня желание 22 апреля попасть в райцентр для возложения венка к памятнику Ленину. Если это осуществится, зайду в редакцию, заберу их. Если нет, то сын при случае зайдёт и возьмёт.

***

Подумалось и тогда, да и сейчас тоже: было бы очень прекрасно, если бы книги эти дошли не только до правнуков, но и до следующих поколений его рода. Впрочем, не только его.

Вообще-то есть основания верить в это. Дочь фронтовика Мадина, сын Айдар, проживающие в Новом Калкаше, другие дети не только хранят в памяти рассказы отца, но и заботливо берегут домашний архив, в том числе связанный и с фронтовой дорогой Хайдара Салимовича.

Мансур ГИЗАТУЛЛИН.

Шли истребители в бой
Шли истребители в бой
Автор:Рустам Ягафаров
Читайте нас: