-3 °С
Облачно
ОКВК
Все новости
Это интересно
18 Ноября 2022, 15:52

Пусть каждый сам ищет Бога в душе

Вера и совесть. Эти понятия неразделимы. И верующий – значит, прежде всего, живущий по совести, утверждает житель с.Стерлибашево 71-летний Вахит Ахмадиев. Его я знаю много лет. Он уроженец д.Нижнеибраево. После службы в армии учился в Белебеевском техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. Год работал в колхозе. Потом вся его трудовая жизнь была связана с сельским профтехучилищем в Стерлибашеве. Окончил механический факультет Башсельхозинститута. Был в этом училище мастером производственного обучения, заместителем директора. После выхода на пенсию решил посвятить себя вопросам религиозного характера. В 2014 году поступил на заочное отделение Российского исламского института и через пять лет окончил этот вуз. Сейчас он – имам-хатиб мечети «Ислам нуры» в Стерлибашеве.

Пусть каждый сам ищет Бога в душе
Пусть каждый сам ищет Бога в душе

Диплом этого вуза он получил в 68 лет, чем я лично был удивлён. Потому свою беседу с ним начал именно с таких вопросов.

- Вахит Хуснуллович, выходит, Вы верили в Бога и в годы молодости, работы в профтехучилище. Или это результат пересмотров взглядов на жизнь, науку, философию.

- Да, как вам сказать, я и раньше, будучи учителем, не противопоставлял науку религии. Не делаю этого и сейчас. Ведь верующий – не обязательно тот человек, кто безотчётно и фанатично верит в существование Бога и того света. Можно ходить с чалмой на голове, чётко и строго блюсти религиозные обычаи и молитвенные процедуры, но не иметь Бога в душе.

- То есть?

- То есть, верующий -  это, прежде всего живущий по совести. Стремящийся в своём поведении, поступках, образе жизни к высокой моральной и нравственной чистоте. Быть добрым, терпимым, уважительным в отношениях с людьми и окружающей природой. Не случайно о человеке порочного поведения в народе принято говорить крепко осуждающе.

- Вернёмся к учёбе. Не тяжела ли она была в таком возрасте?

- Да особо нет. Видите ли, когда имеешь интерес и увлечённость, трудностей не очень – то замечаешь.

- А где находится это учебное заведение?

- Учебная база располагается в соборной мечети «Ляля-Тюльпан». Порядки, имею в виду учёбу, такие же, как и в светских учебных заведениях: в год две сессии, лекции, контрольные работы, экзамены.

- Идеи ислама близки вашему духу. Тема очень интересная, но в тоже время обширная, и раскрыть её в небольшом интервью невозможно. Но всё-таки, давайте попытаемся взять лишь один штрих из ваших взаимоотношений с религией, который бы помог читателю понять Вас как верующего и как одного из предводителей местных мусульман.

- Я знаю атеистов, которые на склоне своих лет, на финише жизни начинают анализировать пройденный путь, каяться в совершённых поступках, задумываться о смысле своего существования, обращаться к религии, к Богу. Человек в эту пору уже явственно ощущает, что он не вечен на этой земле, не избежать ему конца, и потому держит отчёт перед самим собой, перед совестью. Религия же приобщает человека к этому отчёту с молодого возраста. С возраста, когда формируется личность, её характер, мораль, культура. Мне думается, детям именно со школьного возраста надо прививать эти понятия.

Я, как мусульманин, вижу свою задачу в том, чтобы помочь человеку задуматься о смысле своей жизни и строить её в пользу добру. А на вопрос, есть Бог или нет его, ответы пусть каждый ищет и находит сам.

- Да, жизнь, конечно, коротка. Но ведь поступки и поведение многих и мотивируются этим: дескать, пей, ешь, гуляй, наслаждайся жизнью, пока жив…

- Мне, конечно, тоже доводилось такое слышать. Но, думаю, нельзя руководствоваться только этими методами. Скажу вот о чём. Главный блюститель нравственного порядка в любом обществе – общественное мнение, людской суд. Помню, в давние годы в сёлах развод супружеской пары воспринимался всеми как большая беда, как грех. Как проявление безнравственности, бескультурья, оценивалось и то, когда молодой человек позволял себе курить при своих родителях, при пожилых людях. Поэтому считаю, что приобщение людей к религии – это ещё и восстановление суда общественного мнения, являющегося крепкой защитой нравственного порядка. Восстановление, возрождение воспитательной роли и авторитета общины, аксакалов. И муллы, наконец.

Вообще-то сказать можно было бы многое. Но сделаю обобщение. Священная книга мусульман Коран – это источник мудрости, нравственности и гуманизма. Как, впрочем, священные книги и других религий.  Надо и черпать из них святые понятия, а нам – пропагандировать их, разъяснять. И было бы хорошо, если бы в нашей воскресной школе занималось больше молодых людей.

Беседовал Мансур ГИЗАТУЛЛИН.

Фото Р.ЯГАФАРОВА.

 

 

 

Автор:Рустам Ягафаров
Читайте нас: