Диплом этого вуза он получил в 68 лет, чем я лично был удивлён. Потому свою беседу с ним начал именно с таких вопросов.
- Вахит Хуснуллович, выходит, Вы верили в Бога и в годы молодости, работы в профтехучилище. Или это результат пересмотров взглядов на жизнь, науку, философию.
- Да, как вам сказать, я и раньше, будучи учителем, не противопоставлял науку религии. Не делаю этого и сейчас. Ведь верующий – не обязательно тот человек, кто безотчётно и фанатично верит в существование Бога и того света. Можно ходить с чалмой на голове, чётко и строго блюсти религиозные обычаи и молитвенные процедуры, но не иметь Бога в душе.
- То есть?
- То есть, верующий - это, прежде всего живущий по совести. Стремящийся в своём поведении, поступках, образе жизни к высокой моральной и нравственной чистоте. Быть добрым, терпимым, уважительным в отношениях с людьми и окружающей природой. Не случайно о человеке порочного поведения в народе принято говорить крепко осуждающе.
- Вернёмся к учёбе. Не тяжела ли она была в таком возрасте?
- Да особо нет. Видите ли, когда имеешь интерес и увлечённость, трудностей не очень – то замечаешь.
- А где находится это учебное заведение?
- Учебная база располагается в соборной мечети «Ляля-Тюльпан». Порядки, имею в виду учёбу, такие же, как и в светских учебных заведениях: в год две сессии, лекции, контрольные работы, экзамены.
- Идеи ислама близки вашему духу. Тема очень интересная, но в тоже время обширная, и раскрыть её в небольшом интервью невозможно. Но всё-таки, давайте попытаемся взять лишь один штрих из ваших взаимоотношений с религией, который бы помог читателю понять Вас как верующего и как одного из предводителей местных мусульман.
- Я знаю атеистов, которые на склоне своих лет, на финише жизни начинают анализировать пройденный путь, каяться в совершённых поступках, задумываться о смысле своего существования, обращаться к религии, к Богу. Человек в эту пору уже явственно ощущает, что он не вечен на этой земле, не избежать ему конца, и потому держит отчёт перед самим собой, перед совестью. Религия же приобщает человека к этому отчёту с молодого возраста. С возраста, когда формируется личность, её характер, мораль, культура. Мне думается, детям именно со школьного возраста надо прививать эти понятия.
Я, как мусульманин, вижу свою задачу в том, чтобы помочь человеку задуматься о смысле своей жизни и строить её в пользу добру. А на вопрос, есть Бог или нет его, ответы пусть каждый ищет и находит сам.
- Да, жизнь, конечно, коротка. Но ведь поступки и поведение многих и мотивируются этим: дескать, пей, ешь, гуляй, наслаждайся жизнью, пока жив…
- Мне, конечно, тоже доводилось такое слышать. Но, думаю, нельзя руководствоваться только этими методами. Скажу вот о чём. Главный блюститель нравственного порядка в любом обществе – общественное мнение, людской суд. Помню, в давние годы в сёлах развод супружеской пары воспринимался всеми как большая беда, как грех. Как проявление безнравственности, бескультурья, оценивалось и то, когда молодой человек позволял себе курить при своих родителях, при пожилых людях. Поэтому считаю, что приобщение людей к религии – это ещё и восстановление суда общественного мнения, являющегося крепкой защитой нравственного порядка. Восстановление, возрождение воспитательной роли и авторитета общины, аксакалов. И муллы, наконец.
Вообще-то сказать можно было бы многое. Но сделаю обобщение. Священная книга мусульман Коран – это источник мудрости, нравственности и гуманизма. Как, впрочем, священные книги и других религий. Надо и черпать из них святые понятия, а нам – пропагандировать их, разъяснять. И было бы хорошо, если бы в нашей воскресной школе занималось больше молодых людей.
Беседовал Мансур ГИЗАТУЛЛИН.
Фото Р.ЯГАФАРОВА.