После учебного курса – в Мурманскую область. Здесь пути Марса и Зиннура разошлись. Они попали в разные воинские части Северного флота.
И вот срок службы позади. В Мурманске в аэропорту Марс совершенно неожиданно снова увидел Зиннура. Обнялись, конечно.
- Последний день мы с тобой в Заполярье, - несколько грустно сказал Марс.
Перед этим он служил на ракетном катере.
Путь с пересадками до своего села, до дома родного.
Потом, когда доводилось встречаться, они снова вспоминали те дни в Заполярье.
Но поначалу привыкнуть к тем дням было нелегко, но не только ввиду строгости военного порядка. Зимой надвинулась полярная ночь. Это когда круглые сутки темно. И продолжается такой период около трёх месяцев. Спасает только электрическое освещение. Температура воздуха в этих местах несколько смягчается от протекающего невдалеке тёплого морского течения Гольфстрим, море вблизи не замерзает, но зимой всё равно нередко дует северный промозглый ветер.
Летом – легче. Приходят белые ночи, когда круглые сутки светло. Вначале тоже непривычно от такого явления природы. Но освоились всё же быстро. В целом служили отлично. Прекрасные воспоминания остались.
Марс после службы работал механизатором, механиком в совхозе «Стерлибашевский», который базировался в их селе Кундряк.
Создалась крепкая семья.
Старший сын Азамат окончил Стерлибашевское сельское профтехучилище и получил специальности механизатора, водителя автомашины.
- Может, ты тоже попадёшь на Северный флот, - улыбался его отец, когда вплотную подошло время призыва Азамата на воинскую службу.
- А что, вполне возможно, - тем же тоном добавляла мать.
И ведь, действительно, в мае 1988 года чудесным образом именно так и получилось.
Из Уфы Азамата в числе новобранцев тоже отправили в Кронштадт. А после учебки – в г.Полярный, что в двадцати километрах от Североморска. Здесь, на берегу Кольского залива – одна из баз Северного флота.
Морские военные суда на рейде. Азамат попал на большой разведывательный корабль. В команде 300 моряков (старослужащие вместе с новобранцами, в их числе девять парней из Башкирии).
- Кораблей такого вида во всём военно-морском флоте страны только четыре, - объясняли командир капитан второго ранга Геннадий Сидоров и его заместитель по политической части тоже капитан второго ранга Владимир Коротя. – По одному на Черноморском и Тихоокеанском флотах, два – у нас, на Северном.
- Да, действительно попали на край света, - шутили Альберт Абдрахимов из Толбазов и Виктор Денисов из Стерлитамака.
- Вернёмся, будем об этом рассказывать, - добавлял Николай Буйвик из Уфы.
Как-то в октябре командир объявил:
- Через два дня выступаем в поход.
- Далеко? – поинтересовался один из моряков.
- Когда отправимся, тогда и узнаете, - осадил его командир.
И тем же строгим тоном добавил:
- Вообще-то заранее всё знать не положено.
А в самом начале этого боевого учения полная неожиданность. Поднялся сильный 12-бальный шторм. От корабельной качки Азамат заболел. Но поправился быстро – через три дня.
- Вот такое, Байгузин, у тебя морское крещение, - сказал один из офицеров.
Новый год тоже встретили в этом походе.
Потом были ещё два дальних похода, которые длились по несколько месяцев. Проплывали по Балтийскому, Северному, Средиземному морям, а также возле Канады. Здесь как-то проплывали рядом с американским ракетным кораблём «Огайо». Поприветствовали друг друга. Заправлялись горючим в иностранных портах. Однажды доплыли до Кубы. Находились здесь десять дней.
Многое пришлось испытать Азамату и его товарищам во время этих плаваний, когда, выполняя служебные обязанности, преодолевали огромные расстояния. Ведь в море бывали разные ситуации, обстоятельства, порой и непредсказуемые. Требовались большое терпение, выдержка. А команда была дружная. А какие во время стоянок западающие глубоко в душу часы досуга. Вот один из моряков берёт гитару, начинает петь:
- И плещутся, бьются волны о борт корабля.
Дослушав песню, один из офицеров сказал:
- Вы, парни, из разных краёв страны. Гордитесь, что вы моряки, служите в самом-самом особом, в самом элитном роде войск.
Условия на этом современном тогда корабле были превосходные. Отличное питание. Повара на камбузе являлись большими мастерами своего дела.
Очень много особо памятных дней. А дружба между моряками была такая, какую больше нигде не увидишь. Командиры так и говорили:
- Будьте всегда поддержкой друг другу.
Во время дальних плаваний это особо ценно.
Был Азамат в краткосрочном отпуске в своём селе.
А в апреле 1991 года – ещё один отпуск, который решил провести в Мурманске. Перед этим связался с отцом. И принял тогда Марс Зиннатович, можно сказать, уникальное решение и тоже поехал в Мурманск, чтобы встретиться с сыном. Жили вместе в гостинице. Совершали прогулки по городу. Марс Зиннатович тоже вспоминал периоды службы, товарищей по флотскому братству.
А у старшины первой статьи АзаматаБайгузина затем, через месяц остались позади три года службы. Попрощавшись с командирами и друзьями, он и несколько его товарищей сошли с палубы.
У каждого был свой дальнейший путь.
Азамат вернулся к отцу и матери.
И ещё такой интересный факт. Младший его брат Азат тоже был во флоте – тихоокеанском. На эсминце «Боевой». По истечении срока службы поехал жить в г.Салават. Работал на нефтехимическом комбинате. Сейчас трудится вахтовым методом в Сибири. У него прекрасная семья.
После возвращения Азамат сразу пошёл работать в местный совхоз. Через год – большое событие в жизни. Женился. Супругой стала уроженка с.БакеевоГульфира. Она работала в больнице в райцентре. Ну а потом переехала в Кундряк. Они построили себе отличный дом в этом селе. У них трое детей. Двое живут в городе. А младший сын Урал девятый класс в нынешнем году окончил.
Марса подкосила тяжёлая болезнь, тринадцать лет назад скончался. Было ему 65 лет.
Гульфира сейчас работает управляющей делами в Кундрякском сельсовете.Азамату дел тоже хватает. Он очень уважаемая личность. С учётом этого односельчане избрали его старостой села. На этом месте хлопот немало. Обращаются с разными просьбами, советами, предложениями. Спокойный всегда и рассудительный, он готов внимательно выслушать каждого, если надо – помочь.
И ещё вспоминаются ему порой полярные дни, белые ночи, военные суда на рейде, командиры, товарищи по службе, морские походы, гитара в руках сослуживца и берущие за душу слова, как бьют волны о борт корабля.
Такие мысли, возможно, будут и в последнее воскресенье июля во время общения с другими бывшими моряками, когда торжественно отметят в райцентре свою памятную дату.
Мансур ГИЗАТУЛЛИН.
На снимках: Азамат Байгузин.
Корабль, на котором служил Азамат.
Фото из домашнего альбома Байгузиных.