-3 °С
Облачно
ВКОК
Все новости
Люди села
25 Марта , 15:20

Там, на сарайсинской Набережной...

Деревня Сарайсино разбросала свои дома возле реки Кундряк. Вокруг степь да степь широкая. На прибрежных лугах весной и в начале лета наливаются душистые травы. Когда-то парни и девчата устраивали здесь весёлые игрища, к ним присоединялись и другие. Теперь этого, скажем так, народного творчества давным-давно уже нет, но вот память о былом всё же передаётся из поколения в поколение. Как и о усердной работе сарайсинцев в бывшем колхозе, о своих знатных тружениках.

Там, на сарайсинской Набережной...
Там, на сарайсинской Набережной...

Сегодняшние дома в Сарайсино разные. Много, можно сказать, средних, но есть и большие, и даже шикарные. Держится ещё крепко старинная деревня.

Названия улиц в Сарайсино очень оригинальные, самобытные. Одна из самых крайних, например, называется Сахалин. Откуда это? Может, кто-то в шутку когда-то сказал, другие, стало быть, подхватили. Но вообще-то название всем нравится. Ещё одна улица называется Набережная. Для гостей, возможно, звучит несколько громко. Но вот у самих сарайсинцев опять же самобытное, своеобразное внимание к родной деревне.

Дом супругов Рифата и Венеры Ишмуратовых тоже находится на Набережной. Жили в одно время с родителями Рифата. Вали Нагимович был участником Великой Отечественной войны. Много лет работал учителем в местной школе. Мать ЗакираШакировна трудилась в колхозе.

Когда Рифат после школы в соседнем селе Елимбетово решил пойти работать на Сарайсинскую ферму, отец сказал:

- Ну, раз есть такое большое желание, пусть так и будет. Но об одном ещё раз напомню: будь всегда таким, чтобы о тебе добрые отзывы имелись. Не забывай об этом.

Направился парнишка к председателю колхоза «К коммунизму». Авторитетным руководителем был Александр Пинчук. Душевно побеседовал. Такие же напутствия высказал.

А на месте заведующий фермой СагирьярБуляков повёл его в телятник.

- Для начала будешь работать здесь. Осваивайся. Потом переведём скотником дойного гурта, – проинформировал он.

Так и шло, как сказал заведующий.

Нелёгкая работа на ферме. Утром встаёшь очень рано. Быстрый завтрак, и на работу на лошади, когда ещё звёзды на небе сверкают. Корма надо доставить, раздавать, коровник от навоза очищать. Ближе к вечеру снова на ферму. Трудные дни.

- Давай, устраивайся в городе на работу, – советовали некоторые товарищи, приезжавшие к родителям на день-два.

- Да нет, уезжать из деревни не хочу, – отвечал Рифат. – Я, наверное, уже пустил здесь крепко корни.

Через два года беседа с председателем.

- Хочу поступить на зоотехническое отделение Стерлитамакского сельхозтехникума, – сказал Рифат.

- Да ты прямо молодчина, – обрадовался Александр Иванович. – Давай, действуй.

Рифат и действовал успешно в данном направлении на заочном отделении этого техникума.

А теперь переведём сюжет на другую, можно даже сказать, параллельную линию.

В 1974 году пришла после школы работать на ферму дояркой Венера. Так вышло, через несколько месяцев она имела беседу с журналистом. Конечно, трудновато приходится, говорила девушка. На ферме преобладает ручной труд. Но считаю, что твёрдо ступила на животноводческий путь. Да и старшие подруги протягивают руку помощи. Особенно Флюра Курбанова. Учила, как правильно ухаживать за коровами и раздаивать их.

Шли месяцы. На страницах газеты появлялись и другие материалы из этого хозяйства, в том числе о Сарайсинской ферме. Фамилия Венеры не упоминалось. Подумалось журналисту: наверное, не выдержала испытаний, ушла с фермы. Случается.

Но нет. С Венерой не случилось. Она, оказалось, вышла замуж. Связала судьбу с хорошим парнем по имени Рифат. Сменила фамилию и стала Ишмуратовой.

А свадьбу справили в прекрасный майский день 1976 года. Звучала гармонь на Набережной. Звуки песен доходили и до берега Кундряка.

Так и стали работать вместе в одном коллективе.

Через три года Венера по производственным показателям стала лучшей дояркой не только в своём коллективе, но и в целом по хозяйству (а здесь имелись три молочные фермы).

В 1980 году Венеру избрали депутатом районного Совета. Тогда, кстати, она стала самым молодым в районе избранником на это место.

В декабре 1984 года её наградили медалью «За трудовую доблесть».

В дальнейшем она ещё два созыва подряд избиралась депутатом районного уровня.

В целом на ферме Венера проработала около трёх десятков лет. Для того периода достижение для женщины большое. Затем до выхода на пенсию трудилась на зернотоке. Но вот что всеми замечается. Несмотря на такие прежние нагрузки и в целом нелёгкий крестьянский уклад жизни, она сейчас выглядит гораздо моложе своих 67 лет. Может, срабатывает какой-то духовный стержень.

Но повернём сюжет снова в сторону Рифата. Весной 1976 года председатель сказал ему:

- Сагарьяр Буляков уходит со своей работы. На пенсию собирается. Так что давай, возглавь коллектив фермы.

- Так я ведь совсем молод, опыта нет, – возразил Ишмуратов.

- Зато, говорят, энергия есть, освоишься, – высказал свои мысли председатель.

Взялся за дело Рифат действительно энергично. Да и уважали его и ценили, видя, как он старается ради того, чтобы всё шло нормально. Заботился заведующий о том, чтобы на каждом участке был порядок.

А вот и техникум позади. На руках – диплом зоотехника. Тронуло то, что члены коллектива тепло поздравили его с этим событием.

Приехал как-то на ферму председатель райисполкома Иван Бушин – сам по профессии зоотехник. Прошёлся по производственным участкам. Похвальные отзывы высказывал. Особенно когда осмотрел телятник.

- Кто здесь работает? – поинтересовался Иван Арсентьевич.

- Рафкат Исянгужин, – последовал ответ.

- Видно, что большой трудяга, – заметил Бушин.

Затем сделал общий вывод:

- Ваша ферма в нынешнем году в пятёрке самых лучших в районе. Так что желаю удерживать этот уровень, и даже шагнуть дальше.

- Заведующий у нас отличный, надёжный, – поделилась мыслями доярка Зайтуна Мавлютова.

- Да, я вижу, – сказал Бушин.

- Ну ладно вам, – смутился Рифат. – Я просто делаю своё дело.

- Молочная лаборатория у вас хорошая, – продолжал Иван Арсентьевич.

Затем спросил у лаборантки Минслу Каримовой:

- Какой жирностью сдаёте продукцию?

- 3,9-4,0 процента, – ответила Минслу. – То есть выше базисной.

- А за это ведь идёт дополнительный зачёт продукции, доход повышается, – пояснил Рифат.

Однажды Ишмуратов в минуты отдыха имел откровенную беседу с некоторыми животноводами. Особо крепко это ему запомнилось.

- Какие только испытания нам не достались, – говорила доярка ЗабидаВахитова. – Ручная дойка коров. На ферму – в пять часов утра. В любую погоду. Тяжёлые вёдра с молоком носить. Стойла очищать. Сейчас, хоть внедрена машинная дойка, нагрузка по всей работе всё равно большая. Или же вот скотники. Рано утром со скирдов смёрзшиеся сено и солому возят. Порой ведь даже ломом ковырять приходится. Какие же мы всё-таки терпеливые и упорные.

- Таким людям за эту работу при жизни надо памятник ставить, – улыбнулся один из скотников.

- И это верно, – подхватили доярки.

Очень крепко понимал такие чувства Рифат. Ведь и сам прошёл через эти испытания, которые, впрочем, всё ещё тогда продолжались. Потому имел уважительное отношение к членам своего коллектива.

А сплачивать людей тоже ведь надо уметь, дело это непростое.

- Уважают тебя, – говорила Венера мужу. – Я тоже этому очень рада.

Говорили об этом и некоторые другие. А Рифат скромно отмалчивался.

Но вообще-то, наверное, сбывались напутствия отца о том, чтобы о тебе добрые отзывы имелись.

В марте 1985 года председатель колхоза Урал Уляев имел с Ишумратовым особую беседу.

- Ты же знаешь, место главного зоотехника уже десять дней свободное, – сказал Урал Шамилевич. – Вот и занимай эту должность. Сам понимаешь, обстановка того требует.

Перешёл Рифат на эту работу. По фермам ездил, организационными вопросами занимался. Авторитет имел. Но через три года попросился снова на свою ферму. Сами животноводы восприняли это с радостью.

- Ну, вот и хорошо, – словно высказал мнение всех скотник Ишберде Ахмадиев.

- Так и должно быть, – высказала свои мысли в кругу подруг доярка Зайтуна Мавлютова.

Шли дела в нормально налаженном режиме. Распорядок рабочего дня соблюдался чётко, каждый старался на своём месте. Летом на пастбищном содержании, понятно, надои ещё больше повышались. Кормов на зимовку достаточно заготавливали. Ремонтом животноводческих помещений крепко занимались.

Однажды снова приехал сюда главный зоотехник районного управления сельского хозяйства МуллаярАюпов.

- Какое сейчас поголовье на ферме? – уточнял он.

- Боле тысячи голов, – ответил Рифат. – Из них 250 коров.

- А как с обновлением дойного стада, – поинтересовался Аюпов.

- Более двадцати процентов это скоро коснётся, – проинформировал Ишмуратов. – Отобрана большая группа нетелей. В ноябре начнётся их отёл. Но, сами понимаете,это первый этап. После отёла будет снова отбор. Оставим только лучших,высокопродуктивных первотёлок.

И ещё добавил заведующий, что этот вопрос у них каждый год решается в продуманном, плановом режиме. Словом, о качественном составе дойного стада забота особая. Потому производство молока удерживается на хорошем по тем временам уровне.

Как-то он вёл душевную беседу с одним из товарищей. Вспоминали прошлые годы, товарищей по работе. Трудностей было немало, но скотники Ишберде Ахмадиев, Фанис Буляков, Борис Азнаев, Вафир Азнаев, Рафкат Исянгужин, Мидхат Исянгужин, Хабир Аканаев, доярки Венера Ишмуратова, Фатима Кидрячева, Флюра Курбанова, Забида Вахитова, Альмира Булякова, Фроза Бикмухаметова, Зайтуна Мавлютова, Минзия Булякова и другие животноводы проявляли твёрдость духа в своём деле, достойно шли по трудовой дороге.

Самого Рифата в 2003 году наградили Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства России.

А через год после производственной травмы ему пришлось оставить работу на ферме.

Есть ещё такое достижение, которое, наверное, можно назвать уникальным. В годы его работы заведующим эта ферма двадцать раз входила в десятку лучших в районе (а всего молочных ферм в районе тогда было 33).

Спокойная, счастливая жизнь у Рифата и Венеры в своей родной деревне, в своём доме на Набережной. Трое дочерей у них, все в Стерлитамаке живут, навещают родителей.

20 марта Рифату 70 исполнилось. А через два дня отмечать этот юбилей соберутся семьи детей, родственники, друзья. Прозвучат за праздничном столом, конечно, тёплые пожелания хозяевам на продолжение благополучной, счастливой жизни. А может, скажут ещё и о том, чтобы и у всей деревни оставались крепкими корни на земле предков. Пусть и это тоже так и будет.

Мансур ГИЗАТУЛЛИН.

Фото Р. ЯГАФАРОВА.

Там, на сарайсинской Набережной...
Там, на сарайсинской Набережной...
Там, на сарайсинской Набережной...
Там, на сарайсинской Набережной...
Автор:Рустам Ягафаров
Читайте нас: