И действительно, не суждено было ему снова увидеть родное село.
А здесь, как и везде, тяжелейшее время. Страшный голод. Холод. Наполненный огромными мучениями период. Вместе со всеми подростки тоже впрягались в различную трудную колхозную работу.
Несколько легче стало только через три года после окончания войны.
Но очень хотелось Рахиму приобщаться к какому-то основному делу.
Как-то в 1949 году он сказал одногодкам Анвару и Дарданилу:
- В Тятер-Араслановской МТС, говорят, есть курсы по подготовке трактористов. Давай пойдём туда. Получим специальность.
До этого села отсюда – шесть километров.
- Как же будем добираться туда и обратно, – спросил Анвар.
- Выдержим, – ответили Рахим и Дарданил.
Им было только по пятнадцать лет. Но ведь действительно выдержали.
Потом Дарданил и другие товарищи так и пошли дальше по этой механизаторской дороге.
А у Рахима получилась несколько другая история.
В 1950 году в колхоз поступила первая поле войны грузовая автомашина. Дали её Насибулле Абдуллину. Но и у Рахима словно перевоплощение произошло. Интерес очень большой заимел он к этой технике.
Насибулла это заметил:
- Так ты что, надумал поменять трактор на автомашину, - спросил он однажды улыбчиво.
- Хотелось бы, – ответил Рахим. – Только не знаю, каким образом это можно сделать.
- Поговори с председателем, – посоветовал Насибулла.
Председатель Сафар Муллагалиев был человеком душевным.
-Тебе же только шестнадцать, – сказал он
-Ну и что, – приводил свои доводы Рахим. – Стану помощником водителя. Буду крепко стараться.
Случай, конечно, был неординарный. Но всё же так и стали работать вместе на одной автомашине Насибулла и Рахим.
Между тем в 1953 году пришло время отправляться на службу в армию.
Председатель Павел Китанин дал ему справку о том, что он работал водителем.
- Кто знает, может и пригодится, – сказал Павел Максимович.
И ведь на самом деле пригодилась. Внимательно отнеслись к этому в войсковой части, которая располагалась в Польше.
Возил на легковой автомашине командиров, выполнял и другие воинские задания.
Потом водительские права получил.
И вот через три года Рахим в родном селе.
Пошёл к председателю.
- Вернулся, – заулыбался Павел Максимович. – Вот и хорошо.
Коротко рассказал Рахим, как ему служилось.
- Ну, излагай, какие планы, – сказал председатель.
- Да какие, – ответил Рахим. – Хочу опять на машину.
- Исполним твоё желание, – подвёл итог беседы Китанин.
В колхозе «Ключевые горы» тогда было четыре грузовые машины. Одну из них – ЗИС-5 и дали Рахиму.
Потом водил машины других марок.
Дружная команда отличных автомобилистов была в колхозе. Насибулла Абдуллин, Хабетдин Фаткуллин, Минрахман Ахмадуллин, Анвар Калимуллин, Гизетдин Юсупов, Вазир Камалетдинов и другие были прекрасными трудягами, большими умельцами.
А главная работа у шофёра какая? Коротко об этом трудно сказать. Круглый год за рулём. В рейсах, в дороге. Каждый рейс по-своему важен. Кто-то ждёт тебя с надеждой.
Во время посевной надо семена на поля возить. Потом заготовка кормов. Далее урожай убирать надо. Сколько же километров исколесил Аглиуллин за много лет во время жатвы? Разве сосчитаешь. От полей до зернотока далеко, ситуации разные. Работаешь до ночи. Устаёшь. Но что поделаешь, в это период время в особой цене.
А между этими важнейшими периодами дел тоже было немало. В разных городах и сёлах республики доводилось бывать Аглиуллину. Завозил в хозяйство стройматериалы, другие грузы. Всякое бывало. Однажды из Стерлитамака зимой возвращался двое суток. Тогда дорогу сильно снегом занесло. В такое время сколько переживаний выпадало супруге Самиге Карамулловне.
Из семидесятых годов особо запомнился ему такой случай. Зимой вместе с молодым водителем отправились в Мелеуз, чтобы привезти оттуда жом для фермы. На обратном пути поднялся сильный буран, занесло дорогу, даже сугробы появились. Делали водители всё, что от них зависело. Но машины всё же застряли. В этой сложной ситуации Аглиуллин был для Бакира надёжным старшим товарищем. Подбадривал, не давал падать духом.
В колхозе его называли специалистом по очень дальним рейсам. Привозил запчасти, другие ценные материалы.
Как-то с механиком Рафкатом Юсуповым отправились на поезде в г.Омск. Надо было оттуда привезти автомашину ГАЗ – 53. Машину им дали, но сколько было трудностей в это зимнее время при возвращении обратно в село. В пути требовалась предельная осторожность. Ездил по хозяйственным вопросам также в города Кострома, Ржев, Рязань, Пенза, в Казахстан, на Украину – и это на грузовой автомашине. Нужны были, конечно, большая смелость, мужество – ведь в пути может случиться всякое.
Супруга каждый раз, конечно, задавала короткий вопрос:
- Ну как съездили?
- Было, конечно, нелегко, – просто отвечал Рахим Гибаевич. – Но в общем-то всё нормально. Задание выполнили.
Самига Карамулловна понимала, что кроется за такими короткими фразами. Супруг её стойко переносил трудности.
А поженились они в 1956 году, когда Рахим только вернулся из армии.
- Поздравляю вас от имени шофёрского братства, – высказался Насибулла Абдуллин. - Всего вам доброго в дальнейшей жизни.
В те годы шофёрская доля была другой по своей сложности. Зимой утром очень трудно заводить машину. Да и в кабине холодно. А ехать куда-то надо. Физическая нагрузка велика. Большое терпение надо иметь.
-Какая у нас работа самая важная, – спрашивал иногда товарищей Гизетдин Юсупов.
- Кто знает, – отвечал Хабетдин Фаткуллин. – Наверное всё важно.
- А всё-таки, – переспрашивал Гизетдин.
И сам же добавлял:
- Наша, шофёрская. Потому что без наших рейсов с грузами многие дела застопорятся.
Так и работали всегда с гордостью за своё дело.
В 1970 году Рахим объявил своей семье:
- Всё. Будем браться за строительство себе нового дома. Участок там, где закладывается новая улица. На берегу реки.
- Ну что же, как решили – так и будет, – сказала Самига.
И пошло дело. Со стройматериалами тогда вопрос был сложный, но всё же Рахим с помощью друзей-товарищей завёз брёвна, другие материалы. Вместе сруб сделали. Большим усердием стройку удалось завершить.
Сколько было радости! В том числе и у троих детей.
Рахим всё так же имел авторитет очень надежного трудяги в своём шофёрском деле.
В те времена у водителей в колхозах (в районе их было 17) определялся свой показатель выработки. В 1973 году у Аглиуллина этот результат на машине ГАЗ – 52 составил 184 тысячи тонно-километров и оказался самым высоким в районе. Удостоился звания «Лучший шофёр района».
В целом была высоко оценена его отличного уровня работа в течении ряда лет. В 1975 году Рахима Гибаевича наградили орденом Трудового Красного Знамени. Этой высокой награды тогда из нашего района удостоились также доярка колхоза им.Крупской Зубарзят Гилемзянова, механизатор колхоза им. Матросова Файзулла Хамзин, а тракторист колхоза «Спутник» Нурулла Фархшатов – ордена Октябрьской Революции. Несколько тружеников были награждены орденом «Знак Почёта». Все они получать награды вместе с первым секретарём райкома партии Барыем Араслангуловым поехали в Уфу. Здесь им ордена вручил Председатель Верховного Совета БАССР Файзулла Султанов. Незабываемые впечатления.
Аглиуллин и далее так и продолжал усердно трудиться на своей грузовой автомашине, порой забывая даже про усталость. Впечатляющая стабильность в работе. Так и прикипел душой к шофёрскому делу.
В 1981 году из-за засухи солому для скота, в том числе и колхозу «Ключевые горы», пришлось заготавливать в одной из областей Казахстана. А оттуда вдруг сигнал: вышла из строя одна из грузовых автомашин. Между тем тюкованную солому надо срочно доставлять на железнодорожную станцию. Как быть?
- Все водители у нас хорошие, но я всё-таки предлагаю послать Рахима абзыя, – высказал свои мысли механик Фаниль Гильманов. – Он большой мастер по особо дальним рейсам.
Так и решили.
Осенняя погода стояла, мягко говоря, неважная, но Аглиуллин сравнительно быстро прибыл на это место. Поддержка его оказалось большой.
Зимой 1982 года его как-то попросил зайти председатель колхоза «Ключевые горы» Ягафар Хисматуллин.
- Поздравляю, – сказал улыбчиво Ягафар Саягфарович. – Сообщение пришло. Тебя наградили вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Надо сказать, в целом в районе и тогда, и в последующие годы кавалеров двух таких высоких государственных наград было совсем мало, а среди водителей автомашин Аглиуллин и вовсе оказался единственным. Уникальный факт в истории района.
Да ещё РахимГибаевич шесть раз признавался лучшим шофёром района. Тоже ведь уникально.
Есть ещё одно достижение. РахимГибаевич сорок лет (до выхода на пенсию) проработал водителем грузовой машины. Вот такая закалка оказалась.
Сыновья Халиль и Наиль пошли по стопам отца, выбрали профессию водителя автомашины. Имели большой авторитет в своих трудовых коллективах. Оба пенсионеры. А у Халиля и дом в Айдаралях напротив отцовского – прямо на другом берегу реки.
- Дочь наша Галия счастливо живёт со своей семьёй в Мелеузе, – высказалась однажды Самига Карамулловна журналисту. – Словом, очень рады за всех детей.
Говорить о самой Самиге Карамулловне, к сожалению, приходится уже в прошедшем времени. В прошлом году скончалась после тяжёлой болезни в возрасте 86 лет.
А Рахим Гибаевич совсем скоро (точнее в конце октября) собирается отметить свой 90-летний юбилей. Возраст большой. Но ветеран ещё бодр. Стройная фигура. Прекрасный слух. Удивительная для такого возраста память. Многое помнит до мельчайших подробностей.
- Продолжайте, абзый, держаться бодро, – говорим ветерану. – В честь следующего юбилея снова приедем поздравить.
- Да я разве против, – улыбается Рахим Гибаевич. – Но в таких случаях что ещё принято говорить в ответ? Как Бог решит, так и будет.
Мансур ГИЗАТУЛЛИН.
Фото Рустама ЯГАФАРОВА.